Память его празднуется месяца января в 28-й день  и месяца июня в 11 день.

 + 1053

Преподобный Ефрем, как передает житие его, был родом венгр и доводился родным братом преподобному Моисею Угрину, а также Георгию, любимому и преданному отроку святого князя Бориса. Оставив свое отечество, преподобный вместе с братьями поступил на службу к святому Борису. Когда князь 24 июля 1015 г. умерщвлен был подосланными Святополком Окаянным убийцами, а родной брат преподобного Ефрема Георгий обезглавлен ими ради золотой гривны, возложенной на него святым князем, преподобный Ефрем, находившийся в то время в отсутствии, пришел на берег реки Альты и искал тело убитого брата. Но нашел он одну лишь главу Георгия и взял ее с тем, чтобы завещать потом положить в одну с собой гробницу. Вскоре после того преподобный оставил мир и поселился в уединенном месте на берегу реки Тверцы, недалеко от города Торжка или от того места, где возник он. На свои средства преподобный Ефрем построил здесь странноприимный дом и принял на себя подвиг страннолюбия, распространенный среди благочестивых и нищелюбивых людей древней Руси.

Подвиг странноприимства был тогда подвигом Церкви; она принимала странников под свою защиту, покоила, питала, одевала; по уставу Владимира они были люди церковные. Лучшие русские христиане высоко уважали подвиг странноприимства и считали его святым подвигом. Такой подвиг принял на себя блаженный Ефрем, отказавшийся от мирских почетных должностей и утешений. Этот подвиг совершал он с любовью несколько  лет. Когда открылись мощи святых князей, блаженный Ефрем в 1038 г. создал каменный храм в честь святых мучеников и при нем основал монастырь. Он веселился духом, что в его храме верующие славят святых князей, к которым он при жизни был так близок. Свободной душой молился он любимому князю своему, прославленному Господом. Он подвизался в посте и молитвах и ревностно наставлял благочестию братию обители своей. Преподобный Ефрем достиг  высокой духовной силы и мирно почил в глубокой старости 28 января 1053 г. По его завещанию с ним положена была во гроб и глава брата его Георгия, убиенного вместе со святым Борисом.

Из числа учеников его особенно ревновал подражать строгой жизни учителя Аркадий. Он начально подвизался на родине в Вязьме, уединенно занимаясь молитвой, на том месте, где ныне женский Аркадиев монастырь. Святой Ефрем, увидавшись с ним дорогой из Киева в Торжок, полюбил его. Аркадий сперва посещал Ефрема в Торжке, а потом остался навсегда в его обители, принял иночество и до гроба шел путем строгого подвижничества.

Еще в начале XIV века обитель Ефремова хранила у себя житие преподобного основателя своего и вместе с тем благоговейно чтила память его. В 1315 г. князь Михаил Ярославич после победы над князем Афанасием, сторонником новгородцев и брата своего князя Юрия Даниловича, захватил все имущества новоторжцев и, в том числе, взял в Тверь и дорогое житие преподобного Ефрема. Обитель не успела выкупить своего сокровища, как оно сгорело в Тверском пожаре. Так говорит житие XVI века, где описаны многие чудеса преподобного, происходившие при царе Грозном.

Из них следующие два. Бывший царь Казанский Эдигер, принявший имя Симеона в святом крещении, получил от царя Иоанна Грозного в удел Тверь и Торжок. Посещая часто Борисо-Глебскую обитель, он начал благоговейно почитать преподобного Ефрема и решил устроить для его мощей кипарисную раку. Но поручил он это дело небрежному мастеру, который уронил дерево в раку и сокрушил кость ноги преподобному. В это самое время чудотворец явился во сне настоятелю обители Мисаилу и сказал о небрежности мастера, показывая язву ноги своей, и просил передать царю Симеону, чтобы он переменил мастера. Мисаил поспешил к Симеону, и благочестивый царь не только исполнил волю святого, но и украсил его храм святыми иконами и церковной утварью.

Во времена же Грозного посланы были в Новгород с царской казной Дементий Черемисин и Замятня Завоплюцкий. Черемисин хотел везти казну водой против течения реки Тверцы; но сам он ехал сухим путем, поручив сопровождать казну Замятне. Царские слуги жестоко грабили по дороге народ и монастыри. Так они собрали много именья. Доплыв до Борисо-Глебской обители, Замятня потребовал у братии под царскую казну людей и много запасов. Братия вынуждены были занимать деньги, чтобы ими откупиться. Но когда Замятня плыл по Тверце, обремененный монастырским богатством, он уронил в воду деньги, а сам вдруг смертельно заболел. Дали знать Черемисину. Он ужаснулся, велел нести больного товарища в обитель и сам сопровождал его. Здесь служили молебны святым мученикам; оба плакали о своих грехах и возвратили отнятое у обители серебро. Тогда явился больному старец; укорив его за расхищение обители, он смилостивился и даровал ему исцеление.

Обитель Борисо-Глебская была разорена в 1166 г., во время междоусобий, Святославом Ростиславичем, после того многократно опустошаема была русскими и татарами. Литовцы (в княжение Александра Невского) довершили разорение монастыря: осталась одна только каменная церковь, построенная преп. Ефремом. Впоследствии начали многие около церкви селиться для торгов; место оттого прозвано  Новый торг, а жители - новоторжцами.

В царствование Василия Иоанновича Шуйского литовцы напали на Торжок, сожгли и ограбили церкви; одна Борисо-Глебская, с мощами преподобного Ефрема и ученика его - преподобного Аркадия, осталась невредима. В 1781 г. щедротами императрицы Екатерины II и усердными приношениями новоторжских жителей церковь Борисо-Глебская перестроена и обогащена церковной утварью. В тамошней ризнице хранились деревянные церковные сосуды, которые употреблял преподобный Ефрем при богослужении.

Память преподобного Ефрема Новоторжского местно чтится 28 января.

Древнее житие с описанием чудес преподобного Ефрема, известное в настоящее время, составлено в XVII в. Но в этом житии читается известие, что существовало более древнее житие подвижника, которое погибло в XIV столетии и содержание которого неизвестно.