Священномученик Александр Соколов, иерей († 1937)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

16/29 авг. – День мученической кончины


Священномученик Александр родился в 1893 году в селе Озерово Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Соколова. В 1915 году окончил Новгородскую духовную семинарию по второму разряду и поступил псаломщиком в храм села Ершово Череповецкого уезда Новгородской губернии. В 1916 году был рукоположен в сан диакона ко храму села Мороцкого, а через год - в сан священника ко храму села Озерово, где прошло его детство, где он воспринял первые навыки церковной жизни и благочестия.

В 1924 году отец Александр был переведен в храм села Ершово, где когда-то служил псаломщиком. «Времена настали голодные, и подсобное хозяйство стало подспорьем, тем более что на руках была семья, два сына и дочь, все родились после революции, дочь в 1924 году. Хозяйство было небольшое: дом, амбар, сарай, гумно, баня, одна лошадь, две коровы, пять десятин земли» (из протокола допроса). Одна из форм, в которую выливались гонения советской власти на Церковь, выражалась в требовании уплаты непомерных налогов и штрафов. В 1929 году отцу Александру было дано непосильное задание на сдачу сельхозпродуктов, и за невыполнение его хозяйство было описано и реквизировано. Священник вынужден был переехать с женой Елизаветой Александровной и тремя маленькими детьми на новое место жительства, в Тверскую область, где он сначала служил в храмах Красно-Холмского района, а затем в селе Поречье Молоковского района (ныне Бежецкий район).

Отец Александр все силы и время отдавал своей пастве. Местные власти запрещали служить молебны на полях и в домах прихожан, однако он, как это было принято до революции, регулярно обходил все деревни прихода. Видя его ревностное служение, паства ответно любила его. Несмотря на то, что власти постоянно обирали приход и священника, Троицкая церковь в селе Поречье ремонтировалась всякий раз, когда в том бывала нужда. И всякий раз власти незамедлительно преследовали за это и священника, и прихожан.

В 1935 году прихожане покрасили и побелили храм, а оставшуюся от ремонта краску продали школе. Сразу после этого священник и церковный староста были арестованы. Отец Александр был обвинен в спекуляции и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Хотя на этот раз областной суд, куда дело попало из районного суда, оправдал отца Александра, и он был освобожден.

Летом 1937 года сотрудники НКВД были оповещены о грядущих арестах духовенства и стали собирать о них данные. Чаще всего сведения собирались от тех людей, кто готов был говорить и подтверждать что угодно. Один из таких и рассказал сотруднику НКВД об отце Александре, будто тот сомневался в подлинности показаний подсудимых на открытых судебных процессах, а также, что священник, отметив, что в районных магазинах не было хлеба, предположил, что хлеба нет потому, что местные власти дали завышенные цифры об урожайности, а центральные власти, взяв в соответствии со своими нуждами хлеб, постановили, что оставленного (в соответствии с цифрами) будет достаточно, и отказали району в снабжении мукой и зерном.

На этих показаниях обвинить священника было не в чем, тогда осведомитель решил привести некий анекдот, будто бы рассказанный священником: «Из одной захолустной карельской местности крестьяне направили своего односельчанина к председателю ВЦИК товарищу Калинину узнать, почему сейчас берут во всем ускоренные темпы. В то время, когда этот мужичок пришел во ВЦИК со своим недоуменным вопросом, Калинин был сильно занят, он подвел мужика к одному окну и, указав на проходящий по улице трамвай, сказал: «Видел, а через пять лет их будут сотни!» Затем подвел мужика к другому окну, где был виден проходивший автомобиль, и сказал: «Видишь, а через пять лет их будут тысячи!» Мужик уехал в деревню, и когда его стали спрашивать о результатах поездки, то он применил точно такой же способ объяснения. Сначала посмотрел в окно, где увидел, что по улице несут покойника, и сказал: «Видите, а через пять лет их будут нести сотни!» Затем, подойдя ко второму окну, увидел - идет нищий, и так же, обращаясь к присутствующим, сказал: «Видите, а через пять лет их будут тысячи!»

Когда до села Поречье стали доходить сведения об арестах священнослужителей, отец Александр сложил запасной евхаристический набор в камилавку и спрятал на чердаке храма. Туда же положил напрестольный крест, дарохранительницу и лжицу.

27 июля 1937 года сотрудники НКВД священника арестовали и заключили в Краснохолмскую тюрьму. Допросили через три дня. Следователь спросил, чем занимался священник до и после революции. Отец Александр ответил, что до революции он занимался исключительно пастырской деятельностью, а после революции пришлось обзавестись небольшим хозяйством, которое за неуплату продовольственного налога было реквизировано.

Сельсовет выдал НКВД справку, где было сказано о необходимости ареста священника, так как он «привлекал на свою сторону отсталое население» и без регистрации в загсе отпевал покойников. «Считаем его социально опасным человеком для местного населения, который заслуживает высылки из местных пределов», - писал председатель сельсовета.

10 августа следователь вновь допросил священника.

-           Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с процессом над троцкистами во главе с Пятаковым?

-           Я этим процессом интересовался и о нем читал, - ответил отец Александр. - Из прочитанного у меня складывалось какое-то неверие в его действительность, меня удивляло то обстоятельство, что все подсудимые как-то даже хвастали своими контрреволюционными действиями, и все это я считал неестественным. Данными взглядами, насколько мне помнится, я ни с кем не делился, за исключением, возможно, своей семьи.

-           Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с затруднениями с хлебом?

-           Создавшиеся затруднения в нашем районе с хлебом, так как мне хлеба в кооперации не отпускали, я лично расценивал как наличие вредительства у советской власти и создавание этого умышленно руководителями. С другой стороны, у меня складывалось мнение, что крестьяне плохо относятся к обработке земли, а поэтому и создались затруднения. Своими взглядами я ни с кем не делился.

-           Расскажите, когда и кому вы рассказывали, как крестьянин посетил председателя ВЦИК товарища Калинина, и в чем заключался их разговор о темпах.

-           Году в 1935-м, а может быть, в 1934-м, точно я не помню, я шел по селу Поречье и встретившийся мне выпивший мужчина стал рассказывать что-то о темпах, но я его слушать не стал и ушел, я лично о разговорах товарища Калинина с крестьянином никому ничего не рассказывал.

-           В чем заключалась ваша инициатива в постройке ограды вокруг часовни в деревне Степаньково?

-           В деревне Степаньково я бывал очень часто, потому что в данной деревне проживает церковная староста, к которой мне по церковным надобностям приходилось часто ходить, но инициативы в постройке ограды у часовни я не проявлял, по чьей инициативе состоялась постройка ограды, мне неизвестно.

На этом допрос был окончен. 25 августа Особая Тройка НКВД приговорила священника Александра Николаевича Соколова к высшей мере наказания. Отец Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 года.

Двадцать лет спустя, в 1957 году, супруга отца Александра, Елизавета, написала прошение советским властям: «Мой муж Александр Николаевич Соколов был арестован НКВД. Причина ареста мне была совершенно не ясна. В последующее время мне сообщили, что Александр Николаевич Соколов осужден на десять лет с изоляцией. Его жизнь мне, как жене, была известна. Он не совершил никаких политических преступлений перед государством, но обжаловать приговор не было возможности, так как обвинительное заключение мне было совершенно неизвестно. В настоящее время прошло уже почти двадцать лет, но от него нет никаких сведений. Детей он воспитал в любви и преданности Родине. Один сын погиб на фронте Отечественной войны, а второй был три раза ранен и теперь инвалид. Прошу Вас амнистировать это дело, если он, Соколов, жив. Если же он уже не жив, то тоже прошу сообщить об этом». Тогда же было проведено расследование на предмет реабилитации расстрелянного священника. Вызвали старосту храма, в котором когда-то служил отец Александр, Елизавету Федоровну Шитову.

-           Что вы можете сказать о политических настроениях Соколова? - спросил следователь.

-           Соколова я во всех отношениях знала как очень хорошего человека. Он очень душевно относился ко всем людям, каждому хотел в чем-либо помочь. С точки зрения политических настроений. я. никогда от него не слышала каких-либо высказываний, направленных против советского строя.

В том же 1957 году священник Александр Соколов был реабилитирован.


Канонизация:

Священник Александр Соколов Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г. прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских по представлению Тверской епархии.

Тропарь, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Александре, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.

Кондак, глас 2:

Восхвалим, вернии, / изряднаго во священницех / и славнаго в мученицех Александре, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.


Источники:

•          Соколов Александр Николаевич - Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ pstbi.ccas.ru

•          Священномученик Александр Соколов. Автор жития: игумен Дамаскин (Орловский), www.fond.ru, новомученики