685

Тот факт, что проповедь Воскресения Христова вызывает у многих наибольшее количество сомнений и вопросов, вовсе не абсурден. Противоречия по этому поводу появились сразу, как только произошло это сверхъестественное событие, которое легло в основу Христианской Церкви. “Для евреев Библейского Иерусалима было кощунственным утверждение христиан-отступников, что какой-то распятый преступник мог быть Мессией. Для просвещенных греков, которые уже тогда верили в бессмертие души, одна мысль о воскресшей человеческой плоти была отталкивающей.

Даже для христиан-гностиков II века было предпочтительнее богопонимание Иисуса как бессмертного Духа, освободившегося от уз Своего тленного тела”. ​​

Воскресение Иисуса есть настоящее испытание для человеческого разума. Не нужно далеко ходить, достаточно посмотреть на окружение Господа, чтобы заметить вкравшиеся даже в души Его учеников недоверие и сомнения, связанные с этим потрясающим событием. Двенадцать спрятавшихся на чердаке учеников не верят словам жен-мироносиц, возвестивших о воскресении Господа Иисуса, приписав все женскому стремлению к преувеличению и избытку чувств. На пути в Эммаус воскресший Иисус внезапно появляется перед двумя учениками, но они не в состоянии признать в Его лице любимого Учителя. Фома, доверявший лишь узкой человеческой логике, упрямо отказывается воспринять весть о Воскресении Христа.

В наше с вами время проповедь Воскресения кажется еще более нереальной. Так происходит потому, что в современном, материалистически настроенном обществе обожествляется логика, восхваляются достижения цивилизации и материальные приобретения, что постепенно приводит к формированию в сознании честолюбивого человека чувства абсолютной независимости и всемогущества. Однако это всемогущество в то же время порождает полное недоразумение, ибо многие сегодня называют себя христианами, отрицая факт Воскресения Иисуса, будучи не в состоянии постичь его. Если это так, о каком Христианстве идет речь?

Сама Церковь объясняет нам, что мы не можем подходить к этому событию с обычными человеческими мерками. Оно не является ни природным, ни тем более неестественным явлением, это не логика, ни тем более абсурдная правда. Это надприродное событие, отрицающее и игнорирующее логику, побеждающее удушающие узы бытия и освобождающее нас силой Божественной воли. Воскресение требует веры, с тем чтобы понять и принять его, веры безграничной и беспредельной, такой веры, которая дает смысл нынешней и последующей жизни, веры, не нуждающейся в обсуждении истин, потому что они не поддаются какому-либо обсуждению, не могут быть поняты, не выдерживают несостоятельных светских суждений, ограничивающих человека и держащих его в плену и без того жалкого бытия. И Воскресение требует простоты разума, простоты мышления, младенческой, стало быть, чистой и настоящей веры.

Воскресение Христово знаменует торжество над смертью и укрепление надежды на бессмертие. Эта надежда может наделить мужеством, уверенностью и силой духа, с тем чтобы претерпеть всякие трудности и страдания этой жизни. Воскресение является завершением Страстей, правдиво отображающим трагедию Креста. Это и есть истинная Надежда. Тот факт, что за крестом, который безропотно несет каждый человек, для всех в этой жизни без исключения находится Воскресший Христос, сочувствующий нам, находится Воскресший Бог, дающий нам искупление, оправдание, Воскресение жизни и сознания, исход боли и страданий.

Преподобный Иустин Попович мудро писал: “Вне Воскресения нет ни на небесах, ни под небесами ничего более тщетного, чем мир сей; нет и большего отчаяния от жизни вне бессмертия”.

Так давайте поверим в то, чего не увидели мы и что трудно нам уразуметь. Наградой таковой веры будет встреча с Тем, в Кого мы когда-то уверовали.

Христос Воскресе!

 

Архимандрит Епифаний Иконому, “От несовершенства к святости”, изд-во “Кастаниотис”, стр. 222-224

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.