32
Святители тревеличайшии

12 февраля Церковь празднует Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые являют нам пример того, как стать истинными христианами, независимо от социального положения и внешних условий.

12 февраля по новому стилю Святая Церковь чтит память трех Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В тропаре этим святым Церковь сравнивает их с апостолами: «Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие». И действительно, их земные труды сравнимы с трудами апостольскими. Эти великолепные святые мужи внесли колоссальный вклад в церковную жизнь своего времени и продолжают напрямую влиять на жизнь современных верующих.

Три святителя жили практически в одно и то же время, на рубеже IV–V веков. Это было время, когда христианская Церковь после длительных гонений, наконец, получила свободу. При жизни все трое боролись с арианством и оставили для верующих четкие догматы о Святой Троице. Все трое были великими богословами своего времени, сочетая литературную деятельность с архиерейским служением. Им была свойственна любовь к образованию и учености, в чем они достигли несравнимых высот. Три святителя были истинными аскетами. С юности полюбив монашество, они смогли очиститься от страстей, поэтому, став впоследствии архиереями, они просветили и свою паству, и многие последующие поколения христиан своими боговдохновенными писаниями и житиями. Святая Церковь обращается к ним с любовью так: «Благодати органы,/ гусли Духа,/ благознаменитыя трубы проповедания,/ страшныя и достослышанныя,/ с высоты шумящия громы»[1].

Святитель Василий Великий (330–379 гг.), окончив образование в Афинах, отправился на Ближний Восток с целью повстречать монахов и отшельников. Вдохновившись их примером, он и сам принял монашество и какое-то время жил отшельником. Позже он основал монашество общежительное. При этом святитель Василий был мужем милосердия и сострадания, покровителем слабых и бедных, на деле исполнив евангельские слова: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Он строил больницы, заботился о сиротах и вдовах и подчеркивал важность благотворительности со стороны всех христиан. Защитник веры, автор множества духовных писаний, он оставил нам особый чин литургии, которую Святая Церковь служит и поныне десять раз в году.

Святитель Григорий Богослов (329–389 гг.), близкий друг и соратник святителя Василия, стал епископом против своей воли. Он всегда стремился к монашескому уединению, но обрел его лишь в конце своей жизни. Из его духовных размышлений о Боге и глубокого понимания христианских догматов и духовной жизни родились прекрасная поэзия и писания в защиту учения о Святой Троице. Он был человеком молитвы, несмотря на активную внешнюю архиерейскую деятельность. Как истинный последователь Христов, молитвенник и созерцатель Божественных тайн, он познал значение слов Спасителя: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). В богослужении этого дня на утрене есть такие строки о святителе Григории: «Столп был еси Церкве,/ богатство некрадомое благочестия явился еси, Богослове Григорие,/ в безстрастии осиял еси житие твое/ и Троическия изъяснил еси догматы».

Святитель Иоанн Златоуст (345–407 гг.) стал епископом Константинополя после 12 лет священства в Антиохии. Он был величайшим проповедником в истории Церкви, поэтому в богослужении сегодняшнего дня к святителю Иоанну есть такое обращение: «Златослове, всезлатый Иоанне,/ покаяния ясный проповедниче»[2]. Его слово и толкования на Священное Писание сподвигали и сподвигают верующих на духовную брань, на подвиги и покаяние. В народе он пользовался любовью и почитанием. Святитель Димитрий Ростовский писал о нем: «О Божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства»[3]. Святитель Иоанн Златоуст был несправедливо низложен, после чего часть преданного ему народа отделилась от Церкви под именем Иоаннитов. Умер он в изгнании, мужественно преодолевая болезни и скорби, славословя Бога до последнего вздоха. Литургия, составленная им, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года.

В конце XII века в церковном сообществе между верующими возник спор о заслугах трех Вселенских учителей. Первые особо почитали святителя Василия и назывались Василианами, вторые возносили святителя Григория, присвоив имя Григориан, третьи – святителя Иоанна. Как повествует святитель Димитрий Ростовский: «Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами:

– Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу… поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной… Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога»[4].

Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу
Таким образом в церковном календаре и возник праздник трех святителей. Удивительно красиво звучит на вечерне этого дня песнопение в их честь: «Благодати органы,/ гусли Духа,/ благознаменитыя трубы проповедания,/ страшныя и достослышанныя,/ с высоты шумящия громы/ и славу Божию сказующия концем/ три проповедники Великия Троицы,/ Иоанна и Василия/ достойно с Григорием прославим»[5].

Приобщимся отчасти к духовным назиданиям «проповедников великия Троицы» и мы. У святителя Григория читаем: «Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать, и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного»[6]. В другом месте он пишет: «О, если бы мне всегда и больше всего любить Бога, посылает ли Он что-нибудь горькое или доброе, потому что все для меня прекрасно»[7]. Вдохновляюще и следующее его высказывание: «Любить человека – значит воздавать честь Создателю, служить нищим – значит воздавать честь Обнищавшему ради нас»[8].

У святителя Василия Великого научимся вере в Промысл Божий. Он говорил по этому поводу: «У Бога ничто не оставлено без промышления и попечения. Все назирает Его недремленное Око, всему Оно присуще, предустрояя спасение каждой твари»[9]. В другом месте своих писаний он оставил такие назидательные для христиан мысли: «Не вдруг простирайся на самый верх подвижничества, наипаче же не полагайся сам на себя, чтобы не пасть тебе с высоты подвижнической жизни по неопытности. Ибо лучше постепенное преспеяние… Когда возьмешь верх над пристрастием к одному удовольствию, тогда вступай в борьбу с пристрастием к другому, и таким образом преодолеешь всякую склонность к наслаждению… Брат, прежде всего будь терпелив во всяком искушении… Сверх того будь безмолвен, не опрометчив в слове, не спорлив, не упорен, не тщеславен, но люби верность, будь не многоречив, всегда готов не учить, но учиться… Не пренебрегай чтением, особенно читай Новый Завет… со всеми, с кем имеешь дело, будь во всем непреткновен, разумен, братолюбив, приветлив, смиренномудр»[10].

«Всезлатый Иоанне» научает нас главной из всех добродетелей: «Мы, если истинно возлюбим Господа, будем и заповеди Его исполнять и не станем делать ничего такого, что может раздражить Возлюбленного. Удостоиться любить Его искренно и как должно, это – Царство Небесное, это – вкушение блаженства, в этом – блага неисчислимые. А наша любовь к Нему будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним… Это – главная из всех добродетелей, это основание всех заповедей Божиих. С любовью к Богу сама собою соединяется и любовь к ближнему, потому что, кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего»[11]. Святитель Иоанн также писал: «Научимся тому, чтобы, когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело или отправляемся в путешествие, – прежде всего возносить молитвенную жертву Господу и не иначе, как испросив Его помощь, начинать предпринимаемое дело и, таким образом, подражать благочестию древних праведников»[12].

Три великих святителя являют нам пример того, как стать истинными христианами, независимо от социального положения и внешних условий. Они учат нас молиться, верить, любить и помогать нашим ближним, дабы унаследовать вечную жизнь во свете Христовом, в любви Пресвятой Троицы и в радости святых. «К нимже и возопиим, от сердца зовуще: святителие тревеличайшии, молитеся Христу Богу прегрешений оставление даровати празднующим любовию святую память вашу»[13].

[1] Утреня богослужения в честь трех святителей, глас 3.

[2] Вечерня, глас 6.

[3] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

[4]Там же.

[5] Вечерня, глас 4.

[6] Творения : в 2 томах / свт. Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский. – Москва : Сибирская благозвонница, 2007.

[7] Симфония по творениям святителя Григория Богослова – М. : Даръ, 2008.

[8] Там же.

[9] Симфония по творениям святителя Василия Великого. – М. : ДАРЪ, 2008.

[10] Там же.

[11] Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста – М. : Даръ, 2008.

[12] Там же.

[13] Вечерня, глас 8.

Александра Калиновская

monastery.ru