47
Пастырские встречи. Ко всему подходить с рассуждением

Кого из святых отцов начинающим воцерковляться нужно читать для понимания Священного Писания? Где грань между осуждением и размышлением? Как победить гордыню и осуждение?

Гордыня, осуждение, уныние… Грехи, в которых кается едва ли ни каждый христианин… И вроде послушал совета священника, попытался являть миру любовь и тепло, но где-то дал слабину и вот опять перед исповедальным аналоем каешься всё в тех же грехах. А можно ли их победить окончательно? Об этом на одной из Пастырских встреч говорил иеромонах Лука (Ауле).

– Кого из святых отцов лучше в первую очередь почитать, чтобы понять Священное Писание? Я только начинаю свое воцерковление, поэтому хотелось бы попросить совета.

– Есть замечательный наш современник, архиепископ Аверкий (Таушев), возьмите его труды. У него есть очень много замечательных трудов о Священном Писании. Я первый раз столкнулся с этим автором, когда изучал основную историю первых веков христианства, историю существования Византийского государства. Он очень хорошо там все это описывает. Также у него есть очень интересная книжечка, где он раскрывает тему семи Вселенских Соборов. Она не такая объемная, но очень содержательная, четкая, конкретная, без всяких излишеств.

Есть другой почти наш современник, который жил в начале XX века, – профессор Антон Карташёв. Он написал серьезную книгу, глобальный труд «Вселенские соборы». Замечательная книга, основательная. Карташёва я могу порекомендовать как историка, а вот архиепископа Аверкия (Таушева) все-таки как богослова. Некоторые его работы по Священному Писанию, думаю, Вам будут интересны.

– Где разница между осуждением и размышлением?

– Размышление – от слова «разум», то есть мы подключаем наш разум. А что у нас в разуме имеется? Если мы изучаем Священное Писание, прежде всего святых отцов, то их опыт, какие-то личные наши наблюдения, наш опыт. И когда ум дает нам какой-то вопрос, например, который Вы сейчас задали, соответственно, мы в разум, скажем, погружаемся, и в разуме начинаем и рассуждать, и вычислять, потом начинаем советоваться, потом в этом разуме откладываем всё то, что надумали. И у нас проходит такой вычислительный процесс, скажем так, в разуме. Это такой деятельный процесс, когда мы идем к ответу, – это не греховно, мы хотим получить ответ. А греховно, когда мы, допустим, сидели в какой-то компании и четко и строго сказали: «Вот этот человек блудник. Он такой, сякой, третье и десятое…» Это и есть самое настоящее осуждение.

Мы все знаем, что такое клевета. Клеветник – диавол, он первый начал клеветать. Мы это все знаем, помним и клеветы боимся. А иногда мы прикрываемся тем, что сказали правду: «Он блудник». Мы же не скрыли ничего. В чем заключается клевета? В том, что мы говорим правду, но при этом не акцентируем внимание на том, как несчастен этот человек, бедная эта душа, может быть, давайте за него помолимся, давайте попросим Бога соборно об этом человеке, чтобы ему помочь. Или давайте к нему лично проявим какую-то любовь и снисхождение – вот это уже не клевета.

Когда мы осуждаем и ничего не делаем, чтобы этому человеку помочь, то в этом случае мы становимся клеветниками
А когда мы собрались все и только его осудили, и нет никакого намека на сочувствие к нему, как к грешнику, а есть только его осуждение – это весьма греховно. Если мы не проявляем христианскую любовь и заботу о человеке, лучше тогда молчать, так не согрешишь хотя бы. Но когда мы осуждаем и ничего не делаем, чтобы этому человеку помочь, то в этом случае мы уже становимся клеветниками, потому что мы людей подвигаем к тому, чтобы и они стали на позицию клеветника и так же этого человека начали ненавидеть. Понимаете?

– Как бороться со своей гордыней современному человеку, начинающему воцерковление?

– Страсть гордости по святым отцам – это такая серьезная проблема, которая не врачуется духовником. Духовник этого не может. Любые страсти врачуются, кроме гордыни. Гордых врачует сам Бог. И основное, что от человека требуется, – это то, чтобы он осознал, что он в гордости. Пока он не осознает, движения у него не будет. Это первое. А второе, если человек все-таки это осознает, то для таких людей лучшее средство – это читать о Страстях Христовых и почаще подходить ко кресту, даже можно читать акафист Страстям Христовым у креста. Великим постом, когда у нас есть такие интересные службы вечерние, пассии называются, мы этот акафист читаем. Читайте и больше рассуждайте о страданиях Господа. Они очень помогают гордому прийти в покаянный дух, в смирение. Господь касается сердца гордого и дарует ему покаяние и осознание его повреждения, его гордыни.

Гордость настолько тонко входит в человека, она настолько незаметна, что человек даже не чует ее. Гордость проистекает от тщеславия. Человек порой начинает делать какие-то дела напоказ, чтобы люди увидели, и кто-то им восхищался, кто-то благодарил, и сам не замечает, как впадает в это состояние ожидания похвал от одного, от другого… Ему даже неважно, кто его будет хвалить, даже собака вокруг него крутиться будет, ему уже будет хорошо, потому что «эта собака, благодаря мне, живет». Можно однозначно сказать, что признак гордыни – это когда человек ищет повода потщеславиться. Но когда человек уже пребывает в гордости, для него уже нет учителя, он сам себе учитель, он всех налево и направо осуждает, кого можно и кого нельзя, начиная от низших и заканчивая высшими. Всё ему не так, всё ему не этак, всё не то, вот я бы сделал не так – это признаки гордыни.

И сам человек-то, когда он пребывает в гордости, мучимый. Он сам бедный, ни одного дня отрады и ни одной минуты отрады у него нет. Но у него постоянно есть мучения, он постоянно в этих мучениях живет, у него вся душа черная. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Представьте себе, благодать не касается души, что там будет? Ад, самый натуральный ад, мука. Человек будет собирать самое негативное. И самое страшное, что причиной всех остальных страстей является гордость. Вот если эту гордость мы развили, тот тут будет всё, весь букет: уныние, всякие нечистые помыслы (блудные, осуждающие, завидующие). И все они, как змеи, будут жить в голове. Помните Медузу Горгона, у нее из головы много змей выползает? Я иногда смотрю и думаю: «Наверное, это образ человека гордого, у которого в мыслях – змеи». Похоже же, правда?

– Каковы основные страсти, с которыми необходимо бороться современным христианам? Как лучше поступить, чтобы сохранить в себе Христа, Причастие?

– С какой страстью нужно бороться прежде всего на данный момент? Как можно меньше читайте информационных источников, потому что из них больше всего, простите, скажу грубо, прет этих страстей. Это такая беда. Когда вы друг с другом говорите на духовные темы,  это созидает душу. Но не может из одного источника вытекать и доброе, и худое. Я уже побаиваюсь сказать, что Интернет – это все-таки зло, потому что вы можете сказать так: «Смотря что ты там посмотришь». Можно и эту точку зрения принять. Но получается, что из источника беру доброе, а злое не беру. Вот он есть источник, из него все прет сразу! Вот если бы у нас Интернет православный был, отдельный сервер, в котором сидели бы православные программисты, все глубоко верующие, все пребывающие в благодати Духа Святого, то за такой Интернет я бы двумя руками «за». Но у нас Интернет пишет кто? Программисты далеко не воцерковленные, скорее, наоборот…

– Батюшка, как избавиться от осуждения?

– С осуждением все очень просто на самом деле. У нас есть молитва преподобного Ефрема Сирина, там очень просто все говорится: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Вот давайте пересмотрим эту молитву немножко по-другому: «Я осуждаю брата моего, значит, я не вижу моих прегрешений». Всё, вот вам ответ. Чтобы не осуждать, надо каяться в своих грехах. И я к этому добавлю еще, что святые отцы нам четко говорили, что если у вас в доме лежит покойник, и вы оплакиваете его, покойника своего в доме, то вам нет дела до того, кто там у соседей умер, вы плачете о своем покойнике. А когда у людей покойник, а они еще идут и к соседям плачут, это значит, что они не осознают, что у них горе. То же самое и душа. Душа – это покойник, по сути. И если душа не плачет над своими грехами, значит, ей нет дела до того, что она мертвая.

– Святые отцы говорят, что необходимо деятельное покаяние, кроме покаяния на Исповеди. Почему же семьям, сделавшим аборты, не благословляют брать детей из детдома?

– С тем, что говорите, о деятельном покаянии, абсолютно с вами согласен, именно так и должно быть. На Исповеди мы каемся в грехах – это правильно. А помимо этого, мы должны покаяние подтвердить деятельно. Что мы делали, то мы должны всё оставить. И для того, чтобы прийти на Исповедь, на Покаяние, первым делом мы должны очень глубоко задуматься над теми грехами, которые мы исповедуем, и не формально их исповедовать, а именно с осознанием, что мы сделаем для того, чтобы второй раз этот грех не повторять.

Но что касается абортов, поймите, что христианство – это не диктат, христианство – это свободный выбор человека, и выбор его между добром и злом. Христианство – это любовь. И даже если духовник что-то говорит человеку, он не настаивает на этом, он дает ему совет. А вот человек принимает решение: сделать или не сделать.

И когда говорят, мол дайте этим людям, которые сделали аборты, по ребенку, и пускай они его воспитывают, но один может воспитать, а другой – не в силах. Не может он, понимаете? Не может это потянуть, не может это пересилить в себе. Разные люди есть, тут должен быть подход и рассуждение. Одни вот не делали абортов, а берут себе по 10 детишек из детдома, и воспитывают их, и посвящают свою жизнь служению ближнему своему. Это подвиг.

А другой сделал 10 абортов и о каких-то детях близко говорить не хочет. С одной стороны, абсолютно согласен, что должно быть деятельное покаяние. Но насчет того, чтобы брать ребенка из детдома, должно быть рассуждение, совет и не настаивать на этой своей воле, особенно священнику: «Я тебе сказал так делать, и всё», потому что это будет в данном случае диктат. А мы все-таки в христианстве, и наше основание – это любовь, рассуждение. Мы можем человеку только предложить, а выбирать ему самому.

– Когда мой сын стал заниматься бизнесом, то стал очень черствым, жестким, не хочет со мной общаться. Посоветуйте что-нибудь.

– Вы знаете, здесь все очень просто: то, что не можем мы, может Бог. Молитесь за этого сына бедного, потому что, когда человек занимается бизнесом, вы сами понимаете, что, если он будет со всеми честно делиться, никого не будет обманывать, все будет честно, он успешно бизнес не сделает.

Иеромонах Лука (Ауле)

monastery.ru

Наш сайт использует cookie-файлы. При его просмотре Вы соглашаетесь на использование ваших персональных данных в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.