Святитель Димитрий Ростовский, митрополит Ростовский и Ярославский, видный духовный писатель, богослов, проповедник, педагог, просветитель, агиограф, являлся также автором знаменитых Четьи-Миней (Житий Святых), которые стали не только значительным церковным событием, но и одним из ценнейших вкладов в сокровищницу нашей национальной культуры.
Написанные в конце XVII — начале XVIII веков, они до сих пор остаются любимым чтением русских православный людей.
Частица мощей святителя Димитрия Ростовского хранится в мраморном мощевике в Троицком соборе Данилова монастыря.
Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в маленьком городке Макаров, близ Киева, в семье казачьего сотника. При Крещении мальчик был наречен Даниилом в честь святого пророка Даниила. Он воспитывался в благочестивой семье, отличавшейся глубокой верой, делами милосердия и молитвенным духом.
В 1660 году Савва Григорьевич Туптало был переведен на новое место службы, и семья переехала в Киев. Желая дать сыну достойное образование, родители определили его в Киевское Братское училище, которое славилось по всей округе. В процессе учебы в полной мере раскрылись его неординарные способности. Уже в раннем возрасте Даниил проявил стремление к иночеству. На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, юноша испросил родительского благословения и поступил в Киевский Кирилловский монастырь.
Там он и принял монашеский постриг с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. На следующий год он был рукоположен во диакона. В монастыре началась его литературная и проповедническая деятельность. В «Житии» святителя говорится, что, живя в Кирилловской обители, он «настоятелю во всем повинуяся, братии без лености служа в смирении с молчанием, всякое монастырское и церковное послушание исполняя с прилежанием. Первее всех обреташеся в церковном пении, последи же исхождаше: в церкви стояше со страхом, послушая чтомого Божественнаго Писания со всяким вниманием». В 1675 году иеродиакон Димитрий был рукоположен во иеромонаха. Узнав о его высоких дарованиях, архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) вызвал иеромонаха в Чернигов. В течение нескольких лет он проповедовал в различных монастырях и храмах, для чего его назначали игуменом того или иного монастыря. В феврале 1682 года он был назначен игуменом Никольского Крупицкого монастыря в Батурине, главной обители резиденции гетманов Левобережной Украины. Однако через полтора года он добровольно сложил с себя настоятельство, оставшись при монастыре простым монахом. В лесу, в полукилометре от обители, святитель поставил деревянную келью и поселился в ней.
Из этого добровольного затвора он был вызван в 1684 году архимандритом Варлаамом (Ясинским), настоятелем Киево-Печерской лавры. Владыка хорошо знал духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность и склонность к научному труду, а также большие литературные дарования и предложил собору старцев лавры кандидатуру иеромонаха Димитрия для составления Четьи-Миней. На двадцать лет труд этот стал для иеромонаха, а затем митрополита Димитрия главным делом его жизни.
Принцип, которому следовал святитель в своей работе, — «не буди ми еже лгати на святого» — предполагал не только точную и подробную передачу фактов биографии святого, но и как можно более полное освящение его подвига. Он тщательно сравнивал различные источники как отечественные, так и зарубежные. Работая над житиями святых, он и сам старался им подражать, стремился прожить жизнь в высоких идеалах, заданных святыми. Первая книга Четий-Миней вышла в Киеве в 1689 году.
В 1702 году отец Димитрий был назначен епископом Ростовским и Ярославским. На новом месте служения ему довелось приложить много усилий для искоренения злых нравов и нечистоты жизни. Боролся он и с раскольническими заблуждениями. написав против них книгу «Розыск». Но при этом святитель старался не прибегать к суровым мерам, стараясь более действовать на всех словом, устным и письменным, и собственным примером. За каждым своим богослужением он произносил проповеди, а служил он часто. Учил народ самым необходимым молитвам и призывал к этому же священников. Для подготовки новых пастырей открыл семинарию при архиерейском доме. И всё это время владыка не переставал заниматься составлением Четьи-Миней, используя новые и новые источники.
Святитель Димитрий скончался 28 октября (10 ноября нов. ст.) 1709 года в коленопреклоненной молитве перед своими келейными иконами. В 1752 году при ремонте храма были обретены его нетленные мощи. В 1757 года состоялась канонизация святителя Димитрия Ростовского.
В настоящее время мощи святителя Димитрия почивают в Яковлевской церкви Спасо-Яковлева монастыря Ростова Великого. Перед его святыми мощами многие получали и получают исцеления.
Тропарь святителя Димитрия Ростовского, глас 8
Православия ревнителю и раскола искоренителию, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Димитрия, глас 4
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу и спасет правоверием души наша.