Сказали что-то обидное в транспорте, не оценил стараний начальник, в семье не проявили должного внимания… В течение дня у нас находится немало поводов для обид, но христианин не должен допускать зла в сердце и уж тем более не строить планов мести тому, кто его задел. Но как это сделать? Как этому научиться?
На одной из Пастырских встреч, которую провел иеромонах Филарет (Трунин), об этом шла речь.
– Как молиться о человеке, через которого врач причинил зло?
– Молитва – это такой универсальный способ, который и примиряет, и успокаивает, и пользу дает, и поворачивает человека на позитив. Самое первое средство до приезда скорой помощи – молитва. Или даже перед тем, как молодые люди пытаются подраться, пусть вспоминают хотя бы какую-то краткую молитву, и, возможно, проблема разрешится. А зло – оно было, есть и будет. И через врача, и через друга, и через чужого человека, но надо как-то к этому спокойнее стараться относиться.
– Как выйти из состояния прелести из-за принятия тщеславных помыслов?
– Трудом. Может, на работу устроиться. Прелесть, мне кажется, часто случается от патологического безделья – «лежу и думаю».
– Как простить родителей? Сейчас они старики. С детства, с 90-х, помню их как неприятных людей. Как появилась возможность уехать, уехала и по сей день отношения с ними не наладила.
– Поймите, это два особых человека, которые подарили вам жизнь. Хорошие они, нехорошие – какими бы они ни были, это все равно наши родители. Молиться за них мы обязаны просто по факту рождения. Молимся и налаживаем жизнь – не вижу смысла оборачиваться назад. Ведь не все только плохое было в вашей жизни – это не черное пятно, было что-то и светлое. Желаю пересмотреть свое отношение и к жизни, и к родителям в частности.
– Скажите пожалуйста, если каждый святой – личность, то может ли он обидеться на человека и не помогать, а потом простить?
– Я думаю, святые выше этого. Они уже на несколько ступенек ушли от наших человеческих противоречий: обидеться или не обидеться.
– А если мы согрешим?
– Мы грешим всегда. Сейчас посидим и пойдем грешить. Молиться надо, пытаться от греха уйти. Но обидеться святой точно не может.
– Если возникают ненависть и мстительность, когда приходят скорби, то это говорит о гордости?
– Увы, почти у каждого, если нас обижают, возникает желание отмщения. Обычно я говорю, что целых 15 минут повозмущаетесь, потом успокаиваться начинаете. Пусть Бог за нас будет отмстителем. Мужчина, как правило, и за себя постоит, и женщину защитит, но женщина пусть либо на мужа надеется (вот для чего надо замуж выходить), либо Бога просить об отмщении.
– А как это делать – Бога просить?
– В молитве: «Господи, уже всё, сил нет, будь мне Заступником», то есть за меня постой. Очень просто. И хорошо бы замуж.
– Как избавиться от обид, чтобы они после покаяния не возвращались вновь?
– Надо простить от души и не держать камень за пазухой. Часто случается, что мы как бы прощаем, но только на словах, поэтому все возвращается назад. Наверное, самое тяжелое, что в жизни существует, – простить обиду. Но придется: заповедь такая есть. Бог заповедал нам прощать. Он Сам прощал и нам велел идти Его путем.
Наверное, самое тяжелое, что в жизни существует, – простить обиду
– Как нам прощать врагов на войне?
– Мы должны прощать личных врагов. С врагами Отечества мы бьемся: либо они нас, либо мы их.
– Как молиться в день рождения?
– Сугубо. Желательно, конечно, в церковь сходить и причаститься. Но если не получается, все равно помолиться о родителях: если живы – о здравии, если уже там, с Богом пребывают – об упокоении, и порадоваться, что именно Вы в этот день пришли в мир.
– Дружба подобна любви жертвенной?
– Обязательно. Друг когда познается? В беде. Беда обычно делит на друзей и не друзей. Печально, обидно, но женская дружба часто рушится из-за мелочей. Подружки могут 20 лет вместе пробыть, а потом из-за ерунды смертельно разругаться. Надо бы таких резких скачков избегать.
– Как молиться за уволившего начальника? У него красная нитка на руке.
– Да хоть на ноге пусть у него будет красная нитка, но надо как-то пережить неприятную ситуацию. Начальство, как правило, увольняет человека, который является слабым звеном, кто опаздывает, кто не профессионал, кто позже всех пришел. Задача работника – зацепиться и удержаться за счет своего профессионализма, за счет желания работать. А я вижу, что молодежь приходит на работу, а у нее даже мотивации нет. Такое впечатление, что они пришли в дом отдыха, все должны вокруг них танцевать, какими-то благами их осыпать. А зарплаты поначалу, как правило, маленькие. Я начинал работать с представителями старого поколения, они нас учили, и помогали, и плечо подставляли. Боюсь, что у молодого поколения пока этих черт не вижу, кроме желания сесть на шею. Чему их научили родители – так быстро вскарабкиваться… И дай Бог, чтобы я был не прав.
– Мы мельчаем, сокращаемся. По Вашему личному мнению, русские в конце концов закончатся, умрет и православие?
– Русские не закончатся, пока живы наши матушки. Чем больше вы рождаете, тем больше шансов и Россию, и православие сохранить. Я за молодых: они наследуют землю. Их дети придут на смену нам. Лучше пусть ваши придут, чем иноплеменники. Земля пустой не останется – это однозначно. Есть такая аксиома, что жена спасается чадородием (см.: 1 Тим. 2: 15). Война – не война, голод – не голод, но первый путь ко спасению женщины, если она хочет спастись, – рожать детей. И тогда всё – спасена.
– Но там же сказано, что «если пребудет в вере».
– Вот для того, чтобы пребывать в вере, сначала нужно родить. У нас самые главные вероучители – это те, у кого семей нет. Они всё знают, все умеют, всех научат. Но сначала надо его найти, дорогого и горячо любимого, попытаться ему объяснить, что, кроме него, на свете больше никого нет, и создать крепкую хорошую семью. А уж потом куда он денется, дорогой? Конечно, будет в вере. С хорошей женой муж всегда хороший. Сейчас обращаюсь к прекрасной половине человечества: спасайтесь, реально спасайтесь.
– Что делать, сели не успеваешь прочесть всё молитвенное правило?
– Если вам сложно, вы работаете, то одну молитву выберите, хотя бы ее читайте, например. «Отче наш». Преподобный Серафим Саровский неграмотных крестьян, которые ничего не знали, так как неграмотность у нас была повальная, учил такому правилу: «Отче наш» читать трижды, «Богородице Дево» – трижды и «Символ веры» – единожды. И этого хватало. Вы можете выбрать себе то, что близко вам из текстов утренних, из текстов вечерних, сами решите.
Иеромонах Филарет (Трунин)