Что мы особенно любим на каждой службе, к чему чаще всего особенно прислушиваемся, что считаем важным и чему порой не уделяем должного внимания?
Что мы особенно любим на каждой службе, к чему чаще всего особенно прислушиваемся, что считаем важным? На всенощном бдении – «Свете Тихий», Полиелей, чтение Евангелия, Великое Славословие… На литургии – антифоны, Трисвятое, Апостол и Евангелие, Херувимскую песнь, анафору (Евхаристический канон)… Но редко мы с особым вниманием прислушиваемся к ектениям; они, как что-то промежуточное между важными песнопениями, часто повторяются. Но вот что пишет о них, частых и обыденных, «православныя веры поборник» святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»:
«Вы слышите в церкви больше всего гласы священнослужителей, чтецов и певцов, поющих о помиловании нас. Что это значит? Это значит, что все мы, сколько нас ни есть в храме Божием, по грехам своим достойны казней Божиих, и что прежде всего – по пришествии нашем в храм – мы должны помнить, что мы – грешники, что пришли к Господу неба и земли, Творцу и Благодетелю, ежедневно и ежечасно прогневляемому нашими неправдами, умолять Его каждый за себя и даже – по христианской любви – за других – о помиловании. Моления о помиловании бывают то великие, то малые, то сугубые. Так как в Церкви нет ни одного лишнего слова, то при пении сугубой ектении нужно особенно сильно молиться Богу, из самой глубины души, от сердца самого сокрушенного, как и говорится об этом в начальной ектеньи: ‟Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем”. В это время отложить нужно и малейшую холодность, малейшее невнимание сердечное, и, горя духом смиренным, ставши весь вниманием, возносить Создателю теплейшую молитву о помиловании нас, грешных. Но что мы видим при возглашении священнослужителя и пении певцов сугубой ектении и великой? Большею частью – обыкновенную невнимательность и равнодушие молящихся»[1].
Что же они такое, эти знакомые и незнакомые нам одновременно ектении?
Ектения – в переводе с греческого значит «сугубое, протяженное [моление]»[2]; это молитва (именно молитва, просьба ко Господу – ведь в богослужении есть очень много и чтений, и гимнов – псалмы и др.); молитва общая, всего храма; в древности даже был обычай: то, что ныне поет хор – «Господи, помилуй» и «Подай, Господи» – отвечал на возглашаемые диаконом (или священником) прошения весь народ. И вообще, в отличие от тайных молитв священника в алтаре, от возносимых предстоятелем от имени всех молящихся прошений, анафоры ектении – это общие прошения.
В отличие от тайных молитв священника в алтаре, от возносимых предстоятелем от имени всех молящихся прошений, анафоры ектении – это общие прошения
Вообще, богослужение «общественное», как его называют иногда, – литургия, всенощное бдение, часы и прочие (в отличие от молебна, панихиды, таинства Крещения, Венчания и проч.), представляет собой молитву, уже составленную, словами которой мы и должны молиться, стоя на службе, а молитва своя, собственными словами, возносится обыкновенно дома. Можно отметить только, что преподобный Амвросий Оптинский советовал, по воспоминаниям одной его духовной дочери-монахини: «Во время службы должно слушать, что читают, и перебирать (четки с молитвой): ‟Господи, помилуй”, а когда не слышно (чтения), то ‟Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”»[3], – но это направлено к собиранию внимания на молитве, ведь и здесь – не наши личные просьбы, не «своими словами». Ектения же – некоторое исключение из этого правила: здесь, как пишет святитель Феофан Затворник, «дается место и руководство к своеличной молитве»[4], на которую направляют нас прошения, возглашаемые диаконом.
Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о ектении, говорит, что «мы, не зная полезного для нас, просим бесполезного»[5] очень часто; для того и нужна ектения, в которой Церковь подсказывает нам, чего на самом деле нужно просить у Бога, и вместе с нами молится о наших нуждах и – самое главное – спасении. Это, впрочем, совершенно не значит, что все то, что беспокоит нас в нашей каждодневной жизни, лишнее: на ектении, наоборот, мы молимся и о «плавающих, недугующих, страждущих, плененных», и о «благорастворении воздухов» (то есть хорошей для урожая погоде; хотя мы в большинстве сейчас и отвыкли от переживаний, связанных с сельским хозяйством, но все же по-прежнему зависим от земли и ее плодов), о «добрых и полезных душам нашим» (о всем добром и полезном для нас), о мире для наших душ; просим и о «Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея»; о том, чтобы Господь спас и помиловал нас.
На особую важность ектений указывает и то, что в древности некоторые из них совершались коленопреклонно
На особую важность ектений указывает и то, что в древности некоторые из них совершались коленопреклонно, да и сейчас есть несколько ектений (при освящении храма, например), которые совершаются по Уставу коленопреклонно.
Ектении – очень древняя часть богослужения; древнейшие зафиксированные тексты ектений датируются концом IV века, но, скорее всего, они были в нашей службе еще раньше. Ектении бывают четырех основных видов: мирная (великая), малая, сугубая и просительная.
Мирная (великая) ектения начинается словами «Миром Господу помолимся»; отсюда и название. «Миром» – значит, мирным, спокойным сердцем; кстати, до революции перепутать значение этого слова можно было только на слух: оно писалось или «миромъ» и значило спокойствие, мир душевный, или «мiромъ» – в значении вселенной. (Было, правда, еще и «мvромъ», через ижицу, – но это уже от слова «миро»). Правда, на слух все-таки путали: даже Наташа Ростова у Толстого, слыша начальные слова мирной ектении, думает о том, что, значит, молиться будут «мiромъ, все вместе»[6]. Но Церковь учит, что помолиться-то мы должны своим мирным сердцем, а не просто собравшись вместе… Конечно, и общность на богослужении очень важна; но здесь говорится об ином. Мирная ектения возглашается в начале служб: литургии, вечерни, утрени и других.
Малая ектения – сокращенный вариант великой (начинается словами «Паки и паки (т. е. снова и снова) Господу помолимся»). Она состоит всего из двух прошений и возглашается после кафизм (к числу которых относится и песнопение «Блажен муж» на великой вечерне – ведь это сокращенная первая кафизма), антифонов, третьей, шестой и девятой песней канона на утрене и т. д.
Ектения сугубая начинается со слов «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…». «Сугубый» – значит «двойной» «усиленный»; это указывает на повторение «Господи, помилуй» после каждого прошения не один раз, а три, а также и от «двукратного, усугубленного обращения в начале ектении к милосердию Божию о помиловании»[7].. Сугубая ектения может быть полной (в начале прибавляются еще два прошения – «Рцем вси» и «Господи Вседержителю», после которых поется только однократное «Господи, помилуй»), и сокращенной, начинающейся сразу с «Помилуй нас, Боже» и тройного «Господи, помилуй».
Просительная ектения – «Исполним молитву нашу Господеви» – отличается тем, что хор отвечает, начиная со второго или третьего прошения, не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи». К сугубой (а иногда и мирной) ектении прибавляются иногда особые прошения – благодарственные, или, наоборот, просительные – во время войны и бедствия. Мы и сегодня слышим одно из них на каждой литургии… Есть еще ектении об оглашенных в начале литургии верных и некоторые другие, но, по сути, и они соотносятся с перечисленными выше.
Вообще, ектения – это молитвословие, которое свидетельствует о материнской заботе Церкви о каждом из нас. Никакая, пожалуй, другая часть богослужения так явно не «откликается» на наши личные нужды (кроме особых молитв, но они принадлежат конкретным службам, а ектении – общие, но меняются); на всенощном бдении, на литургии, как выше было упомянуто, мы молимся и о душевном мире и спасении, и о телесных наших нуждах (которые тоже важны, как необходимые нам, для Господа); начинается война или другое бедствие – и вот уже в ектении появляются прошения о «еже явити спасение Твое», о избавлении от напасти.
Перед Новым годом мы приходим на новогодний молебен – и слышим ектении, в которых просится: «О еже благословити венец наступаемого лета», «О еже благословити начаток и провождение лета сего, благодатию человеколюбия Своего: времена же мирна, благорастворенны воздухи, и безгрешен нам в здравии с довольством живот даровати, Господу помолимся». Рождается ребенок, его приносят в храм крестить; и все – близкие, священник, клирос – община, по сути, – молятся об этом новом христианине (или христианке): «О еже ныне приходящем к святому просвещению, и о спасении его, Господу помолимся», о том, чтобы и ему принять Крещение, сохранить эту благодать и после кончины войти в Царствие Небесное. Венчаются люди – и также звучит ектения, общая молитва о них: «О еже благословитися браку сему, якоже в Кане Галилейстей…», «О еже возвеселитися им видением сынов и дщерей…», «О еже даровати им же и нам вся ко спасению прошения, Господу помолимся»…
А ведь общецерковная молитва – это очень важно для нас, немощных и грешных. Конечно, мы должны и даже обязаны молиться сами, и дома, и в храме, но в то же время никоим образом нельзя надеяться только на свои слабые силы. Преподобный Макарий Оптинский писал:
«О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и наши, хотя немощные и ничтожные, приемлются»[8] (О. Цв. 59).
Вот так драгоценна для нас молитва Церкви.
…И так во всю жизнь человека Церковь молится вместе с ним, принимая и освящая все, что для нас важно. И по смерти не прерывается эта забота Ее – отпеванием, панихидами Церковь помогает Своим чадам до скончания века. А явным знаком, выражением этой удивительной заботы и любви, единства Церкви, Тела Церковного, для которого дороги и важны все его члены, служит ектения, вбирающая в себя все наши радости и невзгоды, чтобы молитвой помочь нам и в тех, и в других; такая незаметная обычно и такая великая…
[1] Прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.
[2] Желтов Михаил, диакон. Ектения / Православная энциклопедия // https://www.pravenc.ru/text/189661.html
[3] Агапит (Беловидов), архимандрит. Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Козельск: Издательство Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. 2012. С. 383.
[4] Цит. по: Ектения / Православная энциклопедия Азбука веры // https://azbyka.ru/ekteniya
[5] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к Римлянам. СПб, 1903. С. 669.
[6] Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3–4. Л., 1951. С. 79.
[7] Сугубая ектения // Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 31а. СПб, 1901. С. 901.
[8] Цит. по: Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. М, 2010. С. 59.