50
Светлая седмица: открытые царские врата, крестный ход и Артос

Вся Светлая неделя – словно затянувшееся празднование первого дня Пасхи. Каждый день совершаются те же пасхальные богослужения, только крестный ход переносится на конец Литургии.

Все Светлую седмицу Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки – этим символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, дарованном всем нам Воскресшим Христом.

                           Зачем раздают Артос

На Светлой христианам выносится Áртос и дарятся красные яйца.

Áртос (’rtoV) в переводе с греческого языка означает просто «хлеб». У нас так называется высокий хлеб цилиндрической формы, напоминающий большую просфору.

В центре артоса обычно помещается изображение сцены Воскресения Христова, а по окружности – полный текст пасхального тропаря.

Артос освящается сразу по окончании пасхальной Литургии. При этом читается обращенная к Богу-Отцу молитва с просьбой «призреть на хлеб сей и благословить и освятить его». В ней Артос трактуется как праздничное приношение «в честь и славу и в воспоминание славного воскресения» Сына, ретроспективно связанное с прообразовательным смыслом еврейского жертвенного пасхального агнца.

После освящения Артос полагается на аналое у Царских врат, рядом с образом Воскресения Христова, где пребывает в течение всей Светлой седмицы.

После Литургии Светлой субботы в храмах читается молитва, в которой священник просит, «чтобы все, вкушающие Артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились».

Затем Артос «раздробляется» (режется на мелкие части) и раздается всем молящимся в храме вместо антидора, символически напоминая пять хлебов, которыми Христос чудесно накормил множество следовавшего за Ним народа (Мф 14:15–21).

Незримое присутствие Христа

Историческое происхождение Артоса связывается с обычаем апостолов. Они привыкли вкушать трапезу вместе с Учителем и отлагали для Него часть хлеба и по Вознесении, переживая Его невидимое с ними соприсутствие и надеясь на скорое Пришествие.

Артос напоминает нам о таинственном пребывании с нами воскресшего Сына Божия, ставшего истинным «Хлебом жизни» (Ин 6:35).

Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими пасхальный кулич («домашний Артос»), долго украшающий наши праздничные столы. Мы вкушаем его вместе со Христом, просто, по нашей немощи, не можем Его видеть. Впрочем, это не страшно: «Блаженны не видевшие и поверившие!», – сказал Он не только Своему ученику с чересчур рационалистическим сознанием, но и всем нам (Ин 20:29). Это значит, что мы более счастливы, чем многие Его видевшие и сомневавшиеся!

Смысл яйца

Обычай дарить яйца восходит еще к дохристианским временам. Народы Азии преподносили их в знак уважения в день нового года, дня рождения и других важных случаях, желая при этом прибавления потомства (а яйцо для этого – замечательный знак!), долголетия и умножения богатства.

Для нас же пасхальное яйцо – замечательный символ скрытой жизни, победоносно сокрушающей мертвенную скорлупу гроба.

«Жизнь человека в теле, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – это начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому по сокрушению скорлупы открывается высший и обширнейший круг жизни. Нужно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбужден теплотой материнской крови, – то есть нужно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбужден Животворящей силой Крови Христовой!»

Обмениваясь яйцами при пасхальном приветствии, мы зримо напоминаем друг другу о главном догмате нашей веры – Воскресении Богочеловека Иисуса Христа. Красный цвет указывает на животворную кровь Агнца Божия, заменившего собой ежегодную жертву ветхозаветных агнцев в Иерусалимском храме.

Распространенное заблуждение

Все эти праздничные обряды Светлой седмицы заканчиваются для многих с ее окончанием. Это распространенное в нецерковной среде заблуждение.

Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого события продолжается в течение сорока дней, в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа, и завершается «отданием Пасхи» – торжественным богослужением накануне праздника Вознесения.

Здесь – еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», – напоминает нам св. Григорий Богослов.

«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Знаменательно, что Церковный устав повелевает нам не только до отдания Пасхи, но даже до Дня Святой Троицы молиться стоя, – ведь земные поклоны, часто совершаемые в иное время (особенно в Великом Посту), символизируют недостоинство падшего человека. Но такое переживание древнего грехопадения несовместимо с пасхальным торжеством победы над его последствиями, – и потому коленопреклонения отменяются.

miloserdie.ru