58
Пассия: история и особенности богослужения

Великий пост – это благоприятное время для покаяния, не просто обдумывания своих грехов, но изменения ума, молитвы и принесения добрых плодов. Изменяются в этот покаянный период ум и мысли, изменяются богослужения.  Во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста совершается скорбное по своему содержанию богослужение – пассия.

Великий пост – это благоприятное время для покаяния, не просто обдумывания своих грехов, но изменения ума, молитвы и принесения добрых плодов. Изменяются в этот покаянный период ум и мысли, изменяются богослужения. Звучат минорные напевы, дважды прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, вместо Литургии святителя Иоанна Златоустого служится Литургия Преждеосвященных Даров, и только по средам и пятницам. Во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста совершается скорбное по своему содержанию богослужение – пассия.

Пассия (от латинского слова passio – страдание) является одним из самых трогательных и глубоких богослужений Православной Церкви. Оно включает в себя чтение акафиста Страстям Христовым и отрывков из Евангелия, описывающих последние дни жизни Иисуса Христа.

Первые упоминания о пассиях относятся к середине XVII века. Изначально они появились в Католической церкви и дополняли другие великопостные службы. Практика служения пассий в Русской Православной Церкви появилась позже, но была полностью заимствована из Рима. Первое упоминание о пассиях в России датируется 1684 годом. В то время служба называлась «страсти».

Появление пассий в Русской Церкви связано с влиянием киевских монахов, которые учились в Польше и Италии. Одним из первых авторов текста пассии был митрополит Киевский Петр (Могила), который перевел на русский язык акафист Страстям Христовым. Со временем практика служения пассий распространилась по всей территории Российской империи. Однако чин службы значительно изменился. Вместо одного акафиста стали читать еще четыре отрывка из Священного Писания, по числу евангелистов, каждый из которых посвящен одному из библейских сюжетов о Страстях Христовых.

Появление пассий в Русской Церкви связано с влиянием киевских монахов, которые учились в Польше и Италии. Одним из первых авторов текста пассии был митрополит Киевский Петр (Могила), который перевел на русский язык акафист Страстям Христовым. Со временем практика служения пассий распространилась по всей территории Российской империи. Однако чин службы значительно изменился.

В настоящее время практика служения пассий сохраняется только в Русской Православной Церкви. Ни одна другая Православная Церковь не использует этот чин. 30 мая 2019 года на заседании Священного Синода был принят документ (журнал № 30), который регламентирует совершение богослужения Страстям Христовым.

Практика служения пассий сохраняется только в Русской Православной Церкви

В центре храма располагается Распятие Спасителя, облаченное по традиции в траурный убор, перед которым зажигаются свечи. Богомольцы, сконцентрированные на молитве, слушают спасительное и умиленное пение хора, который исполняет песнопения, составленные из служб Великой Пятницы. Священник совершает каждение всего храма и верующих. Звучит стихира Великого Пятка «Тебе одеющагося…». Перед чтением Писания хор возглашает: «Слава Страстем Твоим, Господи!» После этого начинается чтение Евангелия, где говорится о страданиях Иисуса Христа. На первой пассии читаются 26-я и 27-я главы Евангелия от Матфея, на второй – 14-я и 15-я главы Евангелия от Марка, на третьей – 22-я и 23-я главы Евангелия от Луки, на четвертой – 18-я и 19-я главы Евангелия от Иоанна.

По традиции во время чтения Евангелия верующие держат в руках зажженные свечи, в храме царит особая тишина, некоторые молящиеся преклоняют колени. После прочтения Евангелия, хор заканчивает: «Слава долготерпению Твоему, Господи!»

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня, когда Спаситель, по слову апостола Петра, не серебром или золотом искупил нас, но драгоценною Своею Кровью (см. 1 Пет. 1: 19). Например, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит 19-й стих из 21-го псалма – мессианское пророчество, прокимен «Разделиша ризы Моя себе». Эти и другие молитвы возводят нас на Голгофу, снова и снова напоминая о конечной цели поста – сораспятии Христу. В конце богослужения, при лобызании Креста Господня, исполняется еще одно песнопение Великой Пятницы «Днесь висит на древе…».

Таким образом, пассия является уникальным богослужением, которое позволяет верующим глубже понять и пережить страдания Иисуса Христа. Это богослужение помогает людям осознать значение жертвы Спасителя и укрепить свою веру.

monastery.ru