66
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»

Протоиерей Василий Гелеван о воспитании детей и решении проблем, которые неизбежно возникают в семейной жизни. 

Протоиерей Василий Гелеван – священник храма Благовещения при ВДВ в Москве. Отец Василий восемь лет служил в Бразилии, был настоятелем храма святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро. Глава прекрасно дружной семьи делится, какими принципами они с супругой Екатериной руководствуются в воспитании детей и как решать проблемы, которые неизбежно возникают в семейной жизни.

                                                  «В воспитании самое важное – дать личный пример»

– Отец Василий, где вы встретились со своей будущей супругой?

– Это было в 1996 году, когда независимо друг от друга я и моя будущая жена поступили в Духовную семинарию в Смоленске. Только я – на пастырское отделение, а она – на регентское.

Обычная практика: часто бывает, что молодые люди знакомятся в учебном заведении, дружат, а потом создают христианскую семью. К этому готовят будущего пастыря: есть свои науки, уроки, которые потом помогут в служении. К этому готовят девушек: учат управлять церковным хором, писать иконы, быть сестрами милосердия, а по сути всех девушек учат быть хорошей женой священника, хорошей матерью для детей, быть добрым помощником батюшке в приходской жизни. Всё не ограничивается знанием сольфеджио, иконописью или реставрационным опытом. В этой жизни многое случается. Главное, чтобы за то время, пока ребята учатся, оба начали практиковать свою веру, жизнь в Церкви. Параллельно вспыхивают чувства, как у всех нормальных молодых людей. Потом – большая ответственность, духовная радость и радость от общения друг с другом, от чадородия – вообще от жизни. Радость и благодарность Богу. Все это начинается в духовном заведении.

Помню, выходил на улицы Смоленска, смотрел на трамвайные пути, на людей, которые ходят по улице, и поражался, как так можно – жить без Бога, без Церкви? Какой в этом смысл? Как же жаль людей, но они сами выбрали себе такой путь, не знают, чего теряют, когда отказываются от жизни в Церкви и во Христе. С другой стороны, в такие моменты я глубоко благодарил Бога: как же хорошо, что в семинарии я познакомился с верующей девушкой. Мне не нужно беспокоиться о том, что она когда-то скажет: «Я не стерплю больше этого безденежья, послушания, когда тебя берут и отправляют за десять тысяч километров от дома, живи там восемь лет, а я должна быть ниточкой, которая потянется за иголочкой». Нет, я уверен, что она поедет со мной, она ни разу не скажет, что я не такой, как все, что у меня маленькая зарплата. Я точно знаю, что этого не будет, потому что она девушка верующая.

– Один педагог сказал, что у счастливых родителей растут счастливые дети. Жизнь ваших с супругой родителей была для вас примером?

– Да. Они дали нам пример молитвы. Я на себе испытал, насколько ответственно и важно, когда родители молятся за своих детей. И вообще когда родители молятся. Это чрезвычайно важно для верующего человека, и это действительно помогает. Моя теща такая. Да, она, может быть, в чем-то банальная, в чем-то наивная. Может быть, у нее не самый широкий кругозор, но зато она твердо знает, что есть Бог, что Он жив, действует в нашей жизни, и Ему нужно обязательно молиться. Она это знает даже тверже, чем я. Каждый разговор с ней – духовный. Всё, что происходит в жизни, имеет только духовное значение. У нее тяжелые болезни (дай Бог ей здоровья), но она неустанно молится за нас. И мы молимся, чтобы Господь укреплял ее; мы помогаем ей тем, что в наших силах, чтобы утешить ее скорби и болезни. Она инвалид, пенсионер, с трудом движется, но зато движется в одном направлении – к Богу. У нее только две тропинки – в храм и домой, домой и в храм. В жизни ничего нет, а ей больше ничего и не нужно.

Я думаю про наших детей: и они на нас смотрят, берут с нас пример. Есть такое правило в нашей жизни. Почему-то все наши недостатки дети копируют. Никто не говорит: «Хочу или не хочу». Конечно, не хочу, чтобы они брали мои слабые стороны, но это происходит автоматически, по умолчанию. Все недоставки, как в зеркале, видны в моих детях. Что-то хорошее, доброе, положительное надо всегда прививать, приложить усилия, чтобы они впитали это в себя. Если, допустим, я не молюсь, и они сразу не молятся. Хуже того, если я сяду, то они лягут. А встал на молитву – и дети на тебя смотрят, берут с тебя пример.

Мы с самого детства даем ребятам читать простые молитвы. Вечером становимся все вместе на молитву, утром читаем правило. Сама по себе молитва – это что-то очень личное, трудно передать, понять, молишься ты или не молишься. Нужно, чтобы дети не только присутствовали, но и участвовали, а для этого нужна практика.

Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое

Что уж говорить про свои грехи, язык, поступки, решения, отношения к вещам, убеждения, причем не только моральные, но и политические. Дети подвергаются влиянию улицы, либеральных СМИ, а дома им порой рассказывают противоположные вещи. Я говорю им и о нравственных устоях, о том, что есть грех, а также о личных убеждениях: о том, что такое Русь, Россия, кто такой патриот, русский человек, верующий человек, каким он должен быть. Все подвергается критике, надо выстоять, иметь свои твердые убеждения, чтобы не было фальши. Будешь говорить одно, а поступать по-другому – дети это заметят. Они как лакмусовая бумага и замечают даже легкую фальшь. Врать бесполезно. Если ты веруешь, имеешь убеждения – значит, имеешь. Если стараешься не грешить – значит, работаешь над собой, и они это видят. В воспитании самое важное – дать личный пример. Все слова меркнут, если пример противоречит тому, что говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

«Выбирая за себя, ты выбираешь и за своих детей»

– В сказках есть проверки для женихов и невест: поймать жар-птицу, пошить сорочку за одну ночь. В обычаях многих народов есть испытания: например, когда будущая жена готовит борщ. Помогут ли подобные задания в наше время построить хорошую семью?

– Полагаю, что те обычаи, которые мы увидели у наших предков, имели практичное применение и предназначались для тестирования потенциального жениха или невесты. Они завуалированы в красивые обряды, замечательные традиции и привычки, но, по сути, это тест на выживание. Мама будет кормилицей, будет готовить. И не один раз, а три раза в день, много лет подряд. Дети, особенно мальчишки, отличаются здоровым аппетитом. Хорошо, если она умеет готовить, а главное – относиться к этому спокойно, положительно. Здорово, если будущую хозяйку в детстве научат этому и поддержат, разовьют эту способность. Она будет понимать, что это необходимость, часть жизни.

Также правильно, если папа будет осознавать свою ответственность перед семьей, понимать, что он кормилец, обязан быть добытчиком, как это и повелось с самых древних времен, когда только формировалось человеческое общество. И так осталось, когда Господь Иисус Христос вочеловечился. Все апостолы трудились. У апостола Павла была своя квалификация, он резал кожаные ремни и из них плел корзины, палатки. У великого миссионера, который мог позволить себе вообще ни о чем не думать, которого могли кормить везде, была своя профессия. Он осознавал простую вещь: через физический труд мы приобщаемся к Богу. А расслабляться неполезно даже для здоровья. Все грыжи, протрузии образуются от того, что у человека мало движения. Врачи постоянно твердят нам о необходимости двигаться, мы опять возвращаемся к тому, что человеку после грехопадения была дана четкая заповедь: «В поте лица твоего снеси хлеб твой…» (Быт. 3:19). Пока мы на земле, мы должны в поте лица трудиться. Это не проклятие – это благословение. Если же мы нашли себе другую профессию и зарабатываем на жизнь интеллектуальным трудом, искусством, то это прекрасно. Но мы теряем активность, и надо обязательно физически нагружать себя.

Папа должен работать, папа должен быть лидером в семье, чтобы мама обязательно советовалась с ним. Это гармония: муж во главе семьи. При этом никто не любит эту женщину так, как сам муж. Любит настолько сильно, что жизнь свою положит, чтобы сделать ее счастливой. В этом гармония: он отец, она мать и любимая женщина.

– И все же, как в современных условиях молодым людям лучше узнать своего избранника?

– Есть такой период романтики, когда каждый старается показать себя в лучшем свете. Будущая хозяйка показывает свои качества, будущий кормилец показывает себя как рачительный хозяин, как верный друг, причем проявляет свою щедрость не за родительский счет. Он сам заработал и может пощеголять. Это его право, молодой человек добивается руки и сердца своей любимой. Все в перспективе семейной жизни рассматривается – как он себя ведет, например, в компании, как общается с друзьями.

Я бы дал такой совет молодым людям, чтобы проверить друг друга: сходить в гости к родителям. Смотришь на маму и папу и уже прикидываешь, какой будет твоя невеста или твой жених через года, потому что, к сожалению, дети часто повторяют ошибки своих родителей, но в то же время старшее поколение может привить сыновьям и дочкам те или иные добродетели. Если ты видишь, что добродетель процвела в отце, ты знаешь, что и сын вкусил этой радости, яблоко от яблони далеко не укатывается. Соответственно, и грехи, и добродетели повторяются. Учитывая, что я говорил: грехи легко, а добродетели трудно передаются, тем не менее родители многому нас учат. Мы похожи на своих мам и пап. Когда в роду есть святой, исповедник, молитвенник – это же благословение на целый род. Есть верующий человек, и он молится за своих потомков. Когда есть новомученик среди близких, он молится, и ты понимаешь, что на этой семье лежит благословение.

Когда ты хранишь верность супруге или супругу, ты не только за себя выбираешь – ты и за детей выбираешь

И наоборот, как непросто жить человеку, если в роду есть тяжелый грешник. Допустим, грех самоубийства – страшный грех, такого человека даже не отпевают в Церкви. Потом его сын сталкивается с жизненными трудностями, и перед ним уже отверстая дверь. Он может подумать: мой отец наложил на себя руки, так и я могу пойти по этому пути, войти в эту дверь. Почему? Потому что уже кто-то открыл ее. Получается, выбирая за себя, первый самоубийца и для своих детей сотворил соблазн.

То же самое можно сказать и о верности в браке: когда хранишь верность супруге или супругу, ты не только за себя выбираешь – ты и за детей выбираешь. Или сегодня простила свою половину, приняла его с покаянием, дала ему шанс жить дальше вместе, тем самым сохранила семью. Значит, дети имеют право видеть и маму, и папу каждый день, а не только слушать про отца какие-то рассказы, хорошие или даже плохие. Они имеют возможность просыпаться и говорить: «Доброе утро, папа, доброе утро, мама». А вечером сказать: «Папочка, спокойной ночи! Любимая мамочка, спокойной ночи!» Дети обнимут их обоих и пойдут спать с миром. В этом ценность. Выбирая за себя, выбираешь и за детей. И не только сейчас, пока они маленькие, но и в будущем, когда они встретятся с проблемами в своей семейной жизни. Сын, столкнувшись с трудностями, скажет себе: «Мой папа сохранил семью, и я обязан так сделать. Если он смог, тогда и мне это по силам». И наоборот. Повзрослевшая дочь решит: «Моя мама бросила папу, и я так же поступлю. Почему нет? Она же сделала так – значит, и я так могу. Мы ответственны не только за себя, но и за своих детей.

Молитва – счастье

– Отмечаете ли вы с матушкой годовщины семейного союза?

– Мы благодарим Бога от всей души, что живем вместе. Конечно, стараемся как-то это обставить в меру своих сил. Самое главное – не финансовые траты на праздник, а то, что мы не забыли друг друга, увидели друг друга. Еще важно не ждать 20 лет, чтобы сказать человеку «я тебя люблю», а говорить это каждое утро. Важно, чтобы эти 20, 30, 50 лет прошли в свете, радости, чтобы каждый день был наполнен мимолетными улыбками, обнимашками, целованиями.

Посмотрим на природу: млекопитающие высоко ценят контактность, тактильность. Понаблюдайте за китами, как они друг к другу прижимаются, как китенок радуется, тянется к маме, как лошади ласкаются. Мы, люди, тоже в этом нуждаемся, нам чрезвычайно важна тактильность. Женщина живет чувствами, и мужчина понимает, как полезно взять ее за руку, приобнять. Вечером пройтись с ней по набережной. В любую погоду прекрасно: осенью, например, попинать желтые опавшие листья, зимой посмотреть на обледеневшую ветку, на этот белый и чистый снег, весной насладиться запахом цветущих деревьев, летом в безветренную погоду походить без капюшонов, теплой одежды… Это и есть радость. Вообще, всем вместе, всей семьей пройтись и поговорить, как день прошел, что интересного было, что хорошего или трудного. На то она и семья.

– У вас есть семейные традиции?

Наверное, самая главная традиция в нашей семье, которую хочется сохранить, – это молитва с детьми

– Наверное, самая главная традиция в нашей семье, которую хочется сохранить, – это молитва с детьми. Есть одна молитва, которую младшие произносят на самых ранних порах: «Господи Боже мой, спаси и помилуй маму, папу, дедушку, бабушку, дядю и тетю, крестного и крестную, братиков и сестричек и меня грешного. Аминь». Здесь, конечно, могут быть варианты в зависимости от состава семьи: например, в семье может быть один ребенок, но у всех есть папа, мама, бабушка и дедушка, крестные. Детей это вдохновляет. Когда в Великий пост все делают земные поклоны, карапуз тоже с радостью присоединяется к взрослым. Или когда мы вместе поем. Я как дирижер-хоровик скажу со всей ответственностью, что не существует безголосых людей. Мы же все говорим – значит, и петь потенциально каждый может. Глухим можно назвать только человека, у которого отсутствуют аудитивные способности. Мы все слышим – значит, слух есть. Архимандрит Матфей (Мормыль), у которого я пел в хоре, сознательно брал к себе только «глухих», чтобы из этого теста слепить знаменитый хор. Это было его убеждение, что не бывает людей, не способных петь.

Итак, всей семьей становимся на колени и поем: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь». И так каждый вечер.

Не знаю, как сложится жизнь моих детей или жизнь детей наших читателей (это один Бог знает), но знаю одно: молитвенный домашний опыт будет укреплять их на всех путях жизни. Когда кому-то из чад покажется, что он один и всеми брошен, он будет знать, что Богом не оставлен, что Матерь Божия всегда рядом и готова прийти на помощь. Она – ходатаица всего рода христианского и моя личная ходатаица. Пресвятая Матерь и Ее Божественный Сын всегда будут рядом. Это я могу от Господа отвернуться, уйти, как блудный сын ушел от Отца. Я могу забыть о Нем, а Господь обо мне помнит всегда, даже в такие минуты, когда мне казалось, что я один на свете.

Есть красивая притча. Один человек перед смертью увидел свой жизненный путь в образе длинной дороги, тянущейся по песку вдоль океана. Обернувшись назад, он увидел отпечатки еще одной пары ног. И было ему открыто, что океан – вся его жизнь, а вторые следы принадлежат Самому Господу, Который спутешествовал ему, как путникам, идущим в Эммаус. Однако в некоторых местах пройденного пути вместо двух пар следов видел он только одну, глубоко врезавшуюся в песок. «Боже, – обратился он ко Господу, – почему, когда мне было трудно, ты оставлял меня? Смотри, как глубоко врезались мои следы в песок, как мне тяжело было тогда идти». И Господь ответил ему: «Сын Мой, ты ошибаешься. Ты видишь отпечатки не твоих, а Моих стоп. Когда тебе было трудно, Я брал тебя на руки и нес…»

Молитва – счастье. Ради этого стоит приводить детей на Рождественскую службу, чтобы ребенок увидел вертеп, Младенца в яслях, волов и ягнят. Пусть у него запечатлеется это в сознании, и он станет счастливым человеком, потому что это останется с ним навсегда, и когда он вырастет, то будет возвращаться в прекрасное детство и помнить, что Бог всегда с ним.

Папа с мамой – это первые слушатели

– Удается ли вам вместе проводить досуг, беседовать, читать? Есть ли на это время?

– Есть. К сожалению, не хватает здоровья. Есть на свете люди более здоровые, но мне иногда нужно просто прилечь, даже сидеть трудно, спина болит. Но даже в это время мы разговариваем, общаемся. На самом деле, от родителей много и не требуется, достаточно просто послушать. Детям-подросткам нужно выговориться, у них в головах уже целый мир, и им надо высказать, что они думают по тому или этому поводу; поделиться, в какие ситуации они попали, какие события пережили. Это же очень важно. Нужно научить ребенка критически мыслить, на все реагировать, быть не просто потребителем информации, но еще и созидателем. Первые слушатели – это папа с мамой.

Нужно научить ребенка критически мыслить, быть не просто потребителем информации, но еще и созидателем

Трудно найти фильм, который был бы не грешным, назидательным, Столько жанров – боевики, ужасы… Но нам удается найти что-то хорошее, и тогда мы садимся все вместе – от маленького до взрослого – и смотрим. Редко, но такое бывает в нашей семье.

Мы вместе уезжаем в отпуск, вместе изучаем природу, нашу русскую географию. У нашей семьи есть уникальный опыт: мы жили за границей и оттуда смотрели на Россию, а теперь узнаем ее вместе изнутри. Я очень хочу (наверное, больше, чем обычные родители, чем обычный русский батюшка), чтобы мои дети выросли русскими людьми. Я познал, что такое быть русским оттуда, издалека, а большое видно на расстоянии, и теперь мы объедем русские города, чтобы ребята знали свою страну. Глубоко убежден, что любить можно то, что знаешь, и защищать можно то, что любишь, потому что если выпадет хоть одно звено, то вся система становится бессмысленной. Мы видим людей, которые говорят по-русски, но почему-то не разделяют наши убеждения, убегают за границу. Почему? Потому что не любят, а если и любят, то только на словах. Любовь, знания и готовность защищать любимую страну – всё это нужно прививать в детстве.

Мы в этом году побывали на Байкале, посмотрели лежбище нерпы. Я плыл и пил, такое первый раз было в жизни – я купался в питьевой воде. Мы бросали камушки, ловили рыбу, гуляли по Саянам – и это все наша Россия, великая и необъятная. Когда летишь над тайгой, понимаешь, какие сердца должны быть у тех людей, которые покоряли эту землю. Сколько любви должно быть к людям, чтобы не колонизировать и узурпировать, а учить, сберегать для нас, потомков, научить местные дикие племена грамоте, элементарной гигиене, привить нравственные ценности, христианство. Это миссионерство с большой буквы. Я понимаю, что надо быть достойными их памяти, стараться сберечь то, что нам досталось: великую Россию, прекрасную природу, культуру и, конечно же, нашу веру.

Церковная жизнь – не таблетка

– С какими вопросами чаще всего обращаются к вам прихожане? Кто чаще подходит: мужчины или женщины?

– Больше прихожанки, жены, матери. Но у нас есть специфика. Среди духовных чад – военнослужащие, они тоже обращаются. Это обычные вопросы, как у всех людей. Неважно, в погонах человек или нет. Он такой же отец, муж, так же переживает, чтобы дети слушались, выросли порядочными; беспокоятся, если сын или дочь сбились с правильного пути. Жены переживают, чтобы их мужья вернулись с поля боя, а мы стараемся их укрепить здесь, чтобы были отцы, чтобы сохранились полноценные семьи, чтобы наши мужчины с победой вернулись.

Я полагаю, что проблемы в семейной жизни – это звоночек от Бога. Значит, надо что-то менять

За детей молимся. Я всегда повторяю, что материнская молитва имеет особую силу, так как любая мать за свое любимое чадо крепко и жертвенно молится. Приходят, друг за друга просят: жена за мужа, муж за жену. Часто бывает, недоразумения происходят. Бывает дьявольское искушение, называется прелесть: человек жил со своей супругой, и вдруг ему показалось, что он не любит ее, а любит кого-то постороннего. Это же дьявольское искушение, потому что любовь – когда ты отдаешь что-то, а тому человеку казалось, что любовь – это принимать. Виделось, что любовь – это трали-вали, тру-ля-ля, а на самом деле это терновый венец. Когда к людям приходит осознание этого, когда они благополучно усваивают этот урок, то уже на всю жизнь остаются вместе. К ним приходит понимание, что никого ближе и роднее нет.

А решение проблемы может начинаться с освящения квартиры. Пригласили священника, освятили, чай попили, разговорились, выяснилось, что есть какие-то вопросы. Замечательно! Постепенно начинаем разрешать эти вопросы: с ним или с ней сначала познакомимся, побеседуем, а потом в храм уже оба ходят. Такое бывает в нашей жизни, когда хлебнули трудностей, раздоров, а потом уже вместе ходят в храм. А встречается, что и через детей Господь приводит родителей в храм. Сначала ребенок говорит, что ему интересна та или иная форма церковной жизни. Например, изучает иконопись, пение, через это знакомится с православной верой, Церковью и находит, что эта форма органично вписывается в наше мировоззрение. Он разделяет эти ценности, хочет креститься, исповедоваться, причащаться. Потом уже и родителей приводит. Дети молятся за своих родителей и приводят их к вере, и родители начинают веровать и молиться.

Я полагаю, что проблемы в семейной жизни – это звоночек от Бога. Значит, что-то не так, надо идти в Церковь и искать ответы на эти вопросы. Почему так случилось? Почему ребенок заболел? Почему муж изменил? Почему жизнь не ладится? Когда приходишь в Церковь, смотришь на себя с этой стороны, оказывается, что ты Бога не любишь, не почитаешь, не принимаешь Его участия в своей жизни, полагаешься не на Его Святую волю, а на себя. Такие вещи открываются, что понимаешь: надо что-то с этим делать. Когда себя меняешь, меняется и мир вокруг. Когда сам или сама начинаешь жить в воздержании, целомудрии, в любви, то и в семье воцаряется гармония. Твоими молитвами, твоими трудами семейная жизнь очищается.

– Только ли светские люди обращаются к вам с проблемами, связанными с семейной жизнью?

Церковь не избавляет от проблем – Церковь дает силы нести свой крест, решить эти проблемы, но решает их сам человек

– Конечно, нет. Не надо рассматривать церковную жизнь как панацею от невзгод. В церковных семьях, бывает, проблемы не прекращаются. Бог попускает и людям верующим потерпеть, чтобы мы не рассматривали Церковь как комбинат бытовых услуг или больницу. Церковь не избавляет от проблем – Церковь дает силы нести свой крест, решить эти проблемы, но решает их сам человек. Церковная жизнь – это не таблетка, которую принял, и всё сразу изменилось к лучшему. Через какое-то время – следующая таблетка. Церковь учит, как решать свои проблемы и исправлять. Но принять и исправить должен сам человек.

Еще вспомним: дьявол искушает тех, кто близко к Богу, бьет по самому дорогому сердцу – по детям, женам и мужьям. Есть взаимосвязь: сделал доброе дело – и жди теперь, как дьявол даст по шапке. Бог попускает. «Интересно получается, – думает человек, – может, не надо было помогать больному, давать милостыню, не надо было избавляться от греха?» Логика такая: дьявол был твоим другом до тех пор, пока ты грешил, но ангел, получается, был твоим врагом? Когда же ты подружился с ангелом, теперь дьявол стал твоим врагом, потому что он всегда был врагом рода человеческого. Бог всегда был другом для людей. Теперь ты понимаешь, что сделал правильный выбор, но ты также должен понимать, что теперь находишься в опасности, тебя будет атаковать вражья сила. Но, с другой стороны, у тебя есть хорошее воспоминание. Господь сказал: «Не бойся, Я с тобой. Дерзай, чадо, ибо Я победил мир» (см.: Ин. 16:33). В книге Иова сказано, что дьявол ничего не сможет сделать против тебя, если не будет на то Воли Божией. Он даже к Богу приходит и просит разрешения искушать праведника. Бог говорит: «Искушай его плоть, но душу его не тронь».

Господь говорит нам не бояться тех, кто искушает тело, не бояться убивающих тело, потому что душе они ничего не могут сделать. Наоборот, бояться надо тех, кто душу убивает.

Плоть бренная – она будет искушаема до тех пор, пока живет здесь, на земле. Дьявол ничего не может сделать против души, но он будет бить по телу. Надо идти вперед, делать добрые дела, нести свой крест, исполнять заповеди Божии, просить Бога дать силы. Если знаешь, что Господь всё дает по силам, то всё становится на свои места.

С протоиереем Василием Гелеваном
беседовала Александра Грипас

pravoslavie.ru