Задача – сформировать антипривычку. Когда это произойдет, все подспорья отпадут сами собой.
Осуждение – один из доминирующих недугов современности. Мы осуждаем так же легко, как дышим. Это воспринимается настолько естественно, что стало частью нас, одной из привычек, чуть ли не нашей природой. Даже если не осудим вслух, обязательно сделаем это мысленно. Однако, в отличие от блуда, сребролюбия, стяжательности и прочих «заметных», смирительных грехов, этот так искусно маскируется, что болящие даже не осознают своей болезни. Если осуждающему намекнуть, что он восхищает Божественные права, то в ответ можно услышать: «Я не осуждаю, я рассуждаю», «Я лишь констатирую факт», «Разве я виноват в том, что у него руки не из того места растут» и другие варианты самооправдания. А ведь признать себя больным – уже есть начало исцеления. И, слава Богу, эта болезнь с помощью Божией поддается лечению.
Для начала нужно понять причины осуждения – почему мы осуждаем других. Основных причин немного, но именно они составляют фундамент всей порочной конструкции. Во-первых, мы осуждаем других, потому что не осуждаем себя. Это настолько очевидно, что даже не требует озвучивания. Но, как правило, самые очевидные вещи как раз и являются самыми незаметными. Действительно, мы не внимаем себе, зато внимаем ближним. Мы не исправляем себя, зато со знанием дела исправляем ближних. А ведь сказано: «Извлеки сначала бревно из своего глаза» (Мф. 7, 5), и только после этого сможешь понять, как помочь ближнему.
Мы не исправляем себя, зато со знанием дела исправляем ближних
Наши глаза расположены таким образом, что смотрят вовне, наружу. И первое, что они видят, – это наши ближние. Но нам дано и другое зрение – духовное. Оно-то и должно быть направлено внутрь нас, в глубь нашего сердца. И, по свидетельству святых отцов, если бы мы увидели тот греховный мрак, который царит внутри нас, нам точно было бы не до грехов ближних.
Вторая причина – отсутствие молитвы (Иисусовой, непрестанной). Молитва – матерь добродетелей. И эта матерь, зачав, рождает страх Божий, память о Боге, и, что очень важно, – зрение своих грехов. Это зрение порождает умиление, сердечный плач, непрестанное покаяние, сострадание и все то прочее, что совершенно упраздняет желание кого-то осудить.
Еще одна причина – самооправдание. Нередко бывают ситуации, когда мы боимся «потерять лицо», упасть в глазах друзей, прослыть отсталым, странным или просто не таким, как «прогрессивно-либеральное общество» (в Евангелии оно называется «родом лукавым и прелюбодейным» (Мф. 12, 39)). Мы боимся начальников (либо сами занимаем начальственное положение и тем оправдываем свое осуждение), боимся мнения друзей-врагов, угождаем толпе, стараемся оправдать чьи-то надежды, поддакиваем и лицемерим. Это чаще свойственно людям нецерковным, но и христианам порой бывает не чуждо человекоугодие, а потому на это тоже нужно обратить внимание.
Преодоление любой сформировавшейся привычки требует комплекса контрмер-антипривычек (от греч. «ἀντι» – против, вместо), по тому же принципу мы будем искоренять привычку осуждать ближних. Для этого мы должны приучить себя к трем основным действиям.
Первое – самоосуждение. Благоразумный разбойник пусть послужит нам в этом примером: «Достойное по делам моим приемлю» (Лк. 23, 41). Привычка осуждать себя за свои реальные прегрешения сама заменит привычку осуждать других. Человек, видящий себя грешником, виновным во многих грехах, и других будет видеть пациентами той же больницы, в которой лежит и он сам. Отсюда родится сострадание к такому же немощному, как и я сам, человеку. Интересно, что подвижники осуждали себя и за некие гипотетические грехи. Так, Паисий Святогорец называл себя виновным в разводе одной пары. Объяснял он это тем, что если бы был святым, то умолил бы Бога, чтобы они не развелись.
Привычка осуждать себя тесно связана с другим важным деланием – оправдать ближнего. Из Писания мы знаем, что нужно не только уклониться от зла, но и взамен сотворить благо (ср. Пс. 33, 15). Дом не может быть незанятым (ср. Лк. 11, 24). Поэтому просто не осудить кого-то не получится, нужно предложить что-то взамен. Оправдание ближнего в своих глазах является в этом смысле лучшей альтернативой. Нужно подготовить и всегда иметь под рукой ряд вероятных оправданий, которые должны способствовать формированию привычки неосуждения. Вот несколько примеров:
Наверно, у него/нее плохое настроение.
Он/она такой не по своей вине. Это плохое окружение оказало на него влияние.
Может, у него/нее что-то болит, поэтому он нервничает.
Возможно, у него/нее горе в семье, поэтому он срывается на мне.
Он/она это делает не от хорошей жизни.
У него/нее было трудное детство.
Это лукавый подтолкнул его/ее. Она не хотела этого говорить.
Наверно, его/ее никто не любит, и ему от этого грустно.
Я вижу грех человека, но не вижу его покаяния.
В разных ситуациях и у каждого эти варианты свои. Важно не просто вспомнить про эту мысль – нужно пропустить ее через сердце, поверить в нее. Только тогда появится сострадание к человеку, которое родит молитву о нем.
Мало увидеть немощь человека, нужно попросить Бога о помощи немощному
По сути, неважно, как вы оправдаете ближнего, важно – не осудить. Только это имеет значение! Задача – сформировать антипривычку. Когда это произойдет, все подспорья отпадут сами собой.
Нужно оговориться, что это касается повседневных житейских ситуаций, а не криминальных проявлений, требующих физического или судебно-правового противодействия.
Ну, и, как уже было упомянуто, – молитва о ближнем также является одним из столпов неосуждения. Научившись оправданию ближнего, пониманию мотивов и причин его поступков, христианин логически приходит к молитве о нем. Ведь мало увидеть немощь человека, нужно попросить Бога о помощи немощному, мало понять, что человек болен – нужно обратиться к Врачу душ и телес об исцелении больного: «Молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5,16).
Хорошим навыком в борьбе против осуждения и других грехов является привычка не начинать разговор первым. Где бы вы ни находились – не говорите, пока вас не спросят (естественно, с рассуждением). Поначалу это покажется неудобным. Враг будет смущать «неловким молчанием», желанием заполнить неудобную тишину узнанной новостью или пустыми «какделами». Однако, преодолев это искушение, человек извлечет много плодов из благоразумного молчания. От рассуждения до осуждения – один шаг. Не чувствуешь эту грань – значит, молчи.
Наконец, в любой борьбе важно понимать, что все доброе в нас – от Бога. Победить чудовище по имени Осуждение своими немощными силами мы вряд ли сможем. Любая победа совершается силой Божией. Увидев один наш шаг в направлении к исправлению, Господь, со Своей стороны, сделает десять шагов нам на помощь и подаст все необходимое в свое время.
Иеромонах Роман (Кропотов)
pravoslavie.ru