241
Как по-христиански подготовиться к хирургической операции

Что важно сделать самому человеку? О чем стоит попросить родственников? Кому лучше молиться? Как молиться, чтобы быть услышанным? Мы собрали самые актуальные вопросы и ответили на них.

С 2014 года священник Василий Куценко посещает детское отделение онкогематологии Клиники гематологии и профпатологии города Саратова, а во время пандемии коронавируса духовно окормлял пациентов ковидных госпиталей. Искренняя молитва за себя и своих близких, помноженная на любовь и доверие Богу, способны преодолеть страх перед самым серьезным хирургическим вмешательством, уверен батюшка.

Мы говорим с о. Василием о том, как научиться такому доверию, как подготовиться к операции.

«Мне страшно, Господи, помоги мне …»

– Перед операцией врачи советуют человеку «позитивно настроиться», а батюшки – молиться. Но нередко человек в этой ситуации не может ни того, ни другого: так страшно и тревожно у него на душе, что все мысли путаются.

– Я думаю, бояться в такой ситуации – нормально.

Болезнь, особенно тяжелая, может стать шоком для человека самой сильной выдержки. И тут я бы спросил: ждет ли Господь от нас абсолютной выдержки?
Вспомним Евангелие. Апостол Петр обещает умереть со Христом, а в ответ слышит – еще петух не пропоет, а ты уже трижды отречешься от Меня. Господь знал Петра со всей его немощью и любил такого, каков он есть, страдает за него, а потом называет камнем, на котором Он установит Церковь Свою.

И нас Господь любит такими, какие мы есть, со всеми нашими страхами и путающимися мыслями. Ведь Христос для того и пришел, чтобы «понести наши немощи и болезни», исцелять сокрушенных сердцем. А нам только нужно почувствовать, что Христос – рядом. И довериться Ему.

В молитве Оптинских старцев есть слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день». В этой молитве человек отдает Богу все свои страхи, боль, тревогу, вообще все свои чувства, а еще мысли и дела в наступившем, сегодняшнем дне. Отдает Богу – то есть просит Бога «вмешаться» в свою жизнь, умудрить, просветить, руководить нашей волей. Отдает потому, что верит: Бог лучше него знает, как все управить.

Конечно, веры может недоставать, тогда говорите, как евангельский отец, просивший Господа исцелить своего сына: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Верить и доверять Богу человек учиться всю жизнь. И для начала хорошо читать каждое утро молитву Оптинских старцев.  

«Весь живот наш Христу Богу предадим» – такие слова мы слышим на литургии. И нам бы почаще над ними задумываться.

Как молиться, чтобы Бог услышал

– Как молиться перед операцией?

– Молиться надо искренне. Именно искренность делает молитву полноценной, настоящей, когда все внутри – и душа, и сердце, и ум на молитву откликается. И не так важно – какие вы говорите слова, важно, что в вашем сердце. Без искренности вообще не бывает подлинных отношений с Богом.

Очень важно молиться своими словами и говорить Богу то, что чувствуешь, а не то, что должен чувствовать. Говорите о том, что вас беспокоит и страшит. И крепко верьте, что Господь вас слышит.

– Как быть, если на молитву не хватает сил или боль поглощает все внимание? Можно ли молиться через боль?

– Если хватает сил – да, молиться через боль. Хотя бы мысленно просто повторять: «Господи, помоги». Молиться Богу, Божией Матери, святым.

Очень хорошо, если рядом есть кто-то, кто мог бы помолиться вместе с больным. Например, родственники, друзья. Молитва объединяет, помогает нам лучше слышать друг друга и Бога.

Когда плохо, тяжко, помогают воспоминания о страданиях Христа. Сам Господь пережил боль, страдания и смерть.
Но неверно думать, что Господь хочет, чтобы люди страдали от болезней. Да, в христианстве есть понимание болезни как следствия грешной жизни. Но воспринимать так любую болезнь – нельзя. Вспомним историю исцеления Христом человека, родившегося слепым, когда Господь говорит, что слепота этого человека не была наказанием за грехи ни его самого, ни его родителей (Ин. 9, 2:3).

Конечно, надо молиться святым. Хотя я не сторонник «специализации» – вот этому святому молимся в такой болезни, а в другой – другому святому, но мы знаем святых, которых сама Церковь выделила как помощников в определенных болезнях. Например, святителю Нектарию Эгинскому молятся при онкологических заболеваниях – ведь он сам болел онкологией, страдал и умер от этой болезни.
Или святой великомученик Пантелеимон – он был врачом, лечил больных, обратился в христианство и стал исцелять больных именем Христа. За свою веру он пострадал, стал мучеником.
Или совсем близкий нашему времени святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – ученый-хирург, специалист по гнойной хирургии. После революции он стал священником, затем епископом, был в ссылках и лагерях, во время Великой Отечественной войны оперировал раненых. Как при жизни святой Пантелеимон и святой Лука служили больным, и после своей смерти они продолжают делать это.
Здесь важно понять, что к святым мы обращаемся как к живым людям, беседуем с ними и верим, что они нас слышат.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с неправильным отношением к святым как к неким идеальным существам, лишенным недостатков. На самом деле, святые были такими же людьми, как мы. Безгрешен один Христос. Разница лишь в том, что святые дали в своей жизни место Богу и Его благодати. Думаю, это и есть святость – всегда и везде чувствовать присутствие Божие. И в этом мы призваны стать похожими на них.

Богородица – первая наша заступница

Конечно, надо молиться Богоматери, ведь она первая перед нами у Бога заступница, высшая ангелов и святых.

Я часто советую читать «Канон ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии». Он есть во всех молитвословах, его принято читать и при подготовке к причащению – самый, наверное, известный и популярный канон, утешительный по содержанию.

Канон этот очень глубокий, он известен в Церкви уже давно. В самом названии канона есть указание на то, когда его нужно читать. Это может быть и операция, и любая болезнь, и скорбь.

Есть еще хорошая молитва к Божией Матери «Царица моя преблагая, надежда моя, Богородице». Ее легко запоминать, ее часто читают в храмах. Мы обращаемся к Богородице, просим утешить нас в наших скорбях, помочь преодолеть обиды, трудности – все то, что с нами происходит в жизни.

Есть очень красивые аудиозаписи этого канона, и, если нет сил молиться, можно просто его включить и слушать. Как и любые молитвы можно слушать, если трудно читать.

Самое главное

– Кроме молитвы, что еще может сделать сам человек, готовясь к операции?

– Исповедаться и причаститься. Если есть возможность, сходить в храм, либо позвать священника домой или в больничную палату. Ведь участие в таинствах – это самое главное в нашей духовной жизни. Можно ходить в храм, ставить свечи, ездить в паломничества, купаться в источниках, набирать очень много крещенской воды, но, если человек не причащается, получается, он ходит как-то вокруг да около, но самого главного не делает.

Причастие – это духовный хлеб. Мы причащаемся хлебом и вином, но верим, что это Тело и Кровь Господа, которые Он дает нам во искупление грехов и в залог нашей будущей вечной жизни.

Еще одно таинство – это соборование, во время которого совершается семикратное помазывание освященным маслом – елеем, и священник молится об исцелении телесных и духовных болезней. Масло – это символ милости Божией к человеку, поэтому, если есть такая возможность, конечно, нужно собороваться.

Некоторые люди, считая себя верующими и даже молясь, полагают при этом ненужным исповедоваться и причащаться. Но согласитесь, что было бы очень странно, если бы человек пришел к кому-то в гости, посидел за столом, посмотрел, ничего не попробовал, ничего бы не сказал и ушел. Вот то же самое бывает, когда человек не участвует в таинствах.

Надо ли брать благословение на операцию

– Если человек берет благословение перед операцией – как это действие понимать: что все пройдет хорошо? А если не очень? Что именно означает благословение, надо ли его брать и у какого именно священника?

– Если есть такая возможность, хорошо заранее прийти в храм и попросить благословения у священника лично. Или можно сделать это по телефону. Сейчас не так уж и редки случаи, когда человек звонит священнику и просить благословить или помолиться. Хотя личная встреча всегда лучше.

Благословение – это, можно сказать, молитвенное пожелание помощи Божией. Когда священник благословляет людей в храме во время богослужения, он всегда произносит слова «Мир всем!» – желает духовного мира. Принять или не принять это пожелание – зависит от каждого отдельно, насколько человек открыт для благодати Божией. Это очень важный, как я думаю, момент.

Благословение – не условие успеха, а способ духовной поддержки человека.

Взять благословение можно у любого священника. Конечно, если кто-то является прихожанином конкретного храма или у человека есть духовник (то есть священник, у которого человек регулярно исповедуется), такой человек пойдет в свой храм и возьмет благословение у священника, которого он лично знает.

Молитва о враче

– Нужно ли молиться за врача, чтобы Господь направил его руку во время операции? А если врач неверующий?

 – Я думаю, что нужно это делать. Есть так называемый сербский требник, изначально он издавался по благословению предстоятеля Сербской Церкви, но получил распространение и в России. И там есть молитва перед операцией, в том числе и о враче, который делает операцию: «Ей, Господи, врачебную силу Твою с небесе ниспосли, еже управити руку и ум раба твоего лекаря, да нужную хирургию сотворит благополучно, яко телесному недугу раба твоего совершенно исцелитися…» Вот такая интересная молитва. Я думаю, ее можно найти в интернете и прочитать.

А если говорить о верующих и неверующих врачах – могу поделиться личным опытом: детским отделением онкогематологии, которое я окормляю, долгое время заведовал врач некрещеный. Но всегда, когда мы встречались в отделении, он благодарил и говорил: «Спасибо, что вы приходите, духовная поддержка у нас очень нужна и родителям, и детям, да и нам, врачам, тоже». Я всегда молюсь за него.

На самом деле, каких-то препятствий для молитвы за неверующего человека нет. Господь может действовать и через неверующих.

– Можно ли пытаться говорить с врачами, если видишь, что они относятся к тебе не с должным вниманием, отстаивать свои права?

– Говорить в формате конфликта не стоит, а вот отстаивать права – вполне можно. Ничего противоречащего христианству я в этом не вижу. Каждый человек должен честно, ответственно выполнять свою работу, тем более если она касается жизни и здоровья людей.

Будьте разборчивы: не все молитвы в интернете вам помогут

Сейчас в интернете можно найти много молитв, но не все они, скажем так, правильные. Мне однажды пациенты в больнице показали молитвы, которые они нашли в интернете, я посмотрел и сказал, что эти молитвы лучше не читать, потому что они больше похожи на заклинания. И посоветовал читать традиционные молитвы, которые вошли в употребление в церковной жизни. Чаще всего такие молитвы публикуются на православных порталах.

Как бороться с плохими мыслями

– Мы говорим о духовной подготовке, но есть и вполне прозаические трудности, которые влияют на состояние человека. Например, на хорошую клинику не хватило денег, и человек попал в ту, которая не лучшей репутации. И человек думает – вот были бы деньги, было бы и здоровье. Какой уж тут оптимизм…

– Да, бывают ситуации, когда нет особого выбора. Да и есть такие болезни, когда деньги вообще ничего не решают, если нет донора (например, если речь идет о пересадке костного мозга).

Конечно, такие мысли приходят. И их нужно суметь принять. Здесь очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто сможет поддержать. Сейчас все усугубляется карантинными ограничениями – запрет посещений и т.д. И часто человеку просто не с кем поделиться. Да, есть телефоны, но разговор лицом к лицу ничем не заменить.

И вот священник нередко оказывается тем, с кем можно делиться. Я стараюсь помочь человеку в больничной палате.

Например, когда меня зовут причастить больного, я предлагаю ему во время исповеди говорить не только о том, в чем его обличает совесть, не только о грехах, но вообще о том, что его беспокоит. Иногда нужно просто выговориться, и уже становится легче.

Потом предлагаю помолиться вместе.

– Если лезут в голову мысли: а вдруг что-то пойдет не так, что тогда будет, или кто будет за мной ухаживать, пока я буду восстанавливаться, ведь все работают, и я останусь один и пр. Как с этим справляться, ведь эти мысли могут быть вполне логичными?

– Думаю, помочь преодолеть плохие мысли может и размышление над тем, а что я сам могу сделать для себя в моей болезни? Например, остаться с ней один на один или найти помощников? Почувствовать сострадание и любовь других. Признать, что эта помощь мне сейчас нужна. Не только Бога, но и людей.

Может быть, обнаружится, что мы обижены на Бога, тогда стоит попросить, чтобы Он помог преодолеть обиду. Или выяснится, что мы обижены на своих близких, тогда у нас есть прекрасная возможность в такой важный момент жизни попросить Бога о примирении.

Наверное, запереться и отгородиться проще. Сложнее довериться кому-то в своей боли и страданиях. Лично я думаю, что легче идти любую дорогу с кем-то вместе. Но даже если рядом нет никого, я буду помнить, что рядом со мной Господь.

Еще есть хороший совет у митрополита Антония (Блума) – думать о том, что сейчас, а не о том, что завтра.

Если родственники «не входят в мое положение»

– А если близкие не входят в положение, говорят – да перестань ты паниковать, и особо не слушают? Как выстроить диалог с родственниками так, чтобы и самому не страдать, и других не мучить?

– Мне почему-то вспомнился пушкинский дядя, который «когда не в шутку занемог, то уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». Конечно, мы понимаем, над чем иронизирует поэт – даже из болезни, явно смертельной, хитрый дядюшка извлекает практическую пользу, привязывая к себе родных.

Поэтому не следует и злоупотреблять вниманием и заботой родственников. Но и родственникам нельзя отмахиваться. Здесь вопрос более глубокий – о личностных отношениях, в сложных ситуациях очень часто проявляются именно острые углы и недоговоренности.

Очень важно не обесценивать состояние и труд друг друга.

Если мы говорим о верующих, то обязательно друг за друга молиться. Именно в таких ситуациях лучше всего проявляется и проверяется наша взаимная любовь и терпение. Я не говорю, что болезни специально даются для такой проверки, это было бы жестоко. Но сама по себе болезнь становится такой проверкой.

Если срываться друг на друга, ссориться, винить в страданиях других – станет ли легче от этого? Наверное, нет.

Правильно ли настраиваться на успех операции

– Доверяя свою жизнь Богу, обращаясь к Нему в молитве, мы настраиваем себя на положительный результат. Если говорить об операции – то на ее успех. Не будет ли это ошибкой? Ведь доверие Богу предполагает, что ты примешь и отрицательный результат, любой. Если все пойдет не так, как мы просили, как не разочароваться в своей собственной вере, в Боге?

– Конечно, обращаясь к Богу в молитве, человек чаще всего ожидает именно положительного результата. Правильно ли это? На каком-то этапе личной духовной жизни – да.

Но чем более осознанна вера человека, чем сильнее его воцерковление, тем глубже и молитва. И в какой-то степени молитва может помочь человеку духовно подготовиться к любому результату с внутренним спокойствием и терпением.

Но я думаю, что об этом нужно говорить с человеком только тогда, когда отрицательный результат есть как факт.

Можно ли давать Богу обеты-обещания, «если все будет хорошо»

Иногда человек перед операцией пытается дать обет Богу: вот я сделаю то-то, если выздоровею. Я прошу не давать никаких обетов, а попытаться просто с терпением и верой отнестись к происходящему. Господь ждет от человека любви к Себе и ближним – это главные заповеди. А чтобы любить Бога и ближних, не нужно ничего обещать, нужно просто учиться любить.

miloserdie.ru