230
«Как молишься – так и живешь»: как всегда находить время на молитвенное правило

«Нет сил», «нет времени», «обстоятельства не позволяют» – главные проблемы, из-за которых люди оставляют ежедневное молитвенное правило. О том, как найти то и другое в самых разных жизненных обстоятельствах.

О том, как найти то и другое в самых разных жизненных обстоятельствах, из личного опыта рассказывает постоянный автор «Милосердия.ru» Елена Викторовна Тростникова.

Молитва – разговор с Богом, и главное в ней – искренность и внимание. Но наше духовное состояние постоянно меняется, как и обстоятельства: супружество, рождение детей, переезд, работа, болезни, поездки – и вот устоявшаяся часть молитв, которую и называют молитвенным правилом, неизбежно меняется вслед за ними. Или совсем разваливается, оставляя понимание глубокого неблагополучия…
Как строить и перестраивать свое молитвенное правило, как находить время и силы, что бы ни случалось? Поделюсь своим опытом размышлений, потерь, поисков и находок.

Молитвенное правило может быть разным

Я узнала, что Бог есть, в 19 лет, крестилась в 20. Сейчас мне 67. За минувшие годы молитва моя была самой разной – и обширной, и сужавшейся до почти незаметности. Были периоды «благополучия» молитвенного труда, а потом бац! – и куда что подевалось? – не можешь себя поднять не то что на молитвенную битву, а на самое элементарное! Годами хочешь выбраться из этой ямы – и не можешь, смотришь на тех, кто молится утром, вечером и днем, читает Псалтирь, акафисты и каноны, как на чудотворцев и святых.

Совсем недавно прочитала выражение: «Для кельи устава нет»: то есть в храме мы молимся по уставу, но дома – нет у нас общеобязательного устава-правила.

Однако без единственного и неповторимого «устава собственной кельи» пропадет молитва. Помимо общей молитвы в Церкви в семье необходим кусок жизни, где ты обращаешься к Богу наедине: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). Вот об этом – о личной уединенной молитве – хотелось бы поговорить вначале.

Как молиться, когда нет времени

Огромное количество работающих людей просто не успевает «нормально» молиться утром. Выспаться и поесть с утра не успеваешь, какое тут молитвенное правило?

В таких случаях актуализируется принцип: первую мысль Богу, еще в постели. Это, кстати, очень трудно дается, далеко не сразу получается, но вполне достижимо и должно стать привычкой. Хотя бы простое «Господи, слава Тебе!» или «Господи, помилуй меня грешного», – но от души. А уже потом – то, что «наконструируем» сообразно обстоятельствам.

Время для молитвы часто приходится отвоевывать. Но даже при самой плотной занятости и полнейшей суете это время, вообще-то, есть.

Прежде всего то, что мы проводим у экранов и гаджетов. Это борьба многолетняя и полная поражений: кто не давал себе зароков меньше сидеть в сети, меньше смотреть и слушать всякую ерунду? Думаю, какое-то расслабление и даже тупое времяпрепровождение нам, грешным, в этом полном стрессов мире необходимо. Но оно не должно все-таки пожирать время нашей души. Пять минут, дважды по пять минут, когда ты пялишься в гаджет, – можно уделить для молитвы (хотя бы и закачав в телефон одно из десятков приложений-молитвословов).

Еще один важный момент: личный «устав» непременно должен включать резервные участки восполнения молитвы, неполной по составу или по включенности. Утром только перекрестилась да «Господи, помилуй» произнесла – значит, надо найти место для молитвы потом. Хорошо выделить фиксированное время для этого: обеденный перерыв на работе например. Если график ненормированный – можно в начале каждого такого дня наметить возможные точки передышки и определить в них место для молитвы. Такое планирование тоже должно быть частью правила. Есть масса средств, чтобы постепенно такой образ действий вошел в привычку: например, напоминалки на бумажках или на тех же гаджетах, будильники, приемчики вроде «узелков на память».
Многие молятся в дороге. У меня было несколько месяцев очень сложной во всех отношениях жизни в Подмосковье, с ежедневным часом пути на электричке в Москву на работу. За этот час я успевала обмолить всю свою жизнь и всех своих близких, особенно тех, с кем была разлучена, облиться слезами и пережить подлинный катарсис – очищение страданием. И Бог был близко (правда, мне повезло в том, что на моей станции в электричке всегда были сидячие места).

Вообще за многие годы у меня сложилась привычка молиться на ходу (когда слова из молитвослова помнишь уже наизусть, это легко получается), даже на бегу. Но при всем автоматизме привычки эти молитвы нередко оказываются наполненными и искренними даже в те периоды жизни, когда «в стационарных условиях» молитва не идет. Бывает, помолилась дома перед иконами довольно бесчувственно, а потом дополнила, ощущая недостаточность этой молитвы, «на бегу» – и встреча с Господом произошла!

В юности я довершала начатое утром по пути на работу молитвенное правило, бродя в обеденный перерыв по Тверской возле места своей работы. Пока ехала на работу, молилась о себе, а молитва о других оставалась на время обеденного перерыва. Много лет спустя Любовь Миллер, автор первой из книг о преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне, рассказывала мне, что такое поминание она оставляет тоже на обеденный перерыв: выдвигает ящик стола, в котором у нее молитвослов и списки поминаемых, и молится про себя, незаметно для сослуживцев…

И самое главное: при любом сокращении времени на молитвенное правило, при любой спешке, при сколь угодно малых промежутках времени на молитву – в самой молитве нельзя спешить! Лучше единожды произнести вслух или мысленно «Отче наш» со вниманием, чем наспех прочитать три, пять, десять молитв из молитвослова. Не успеваешь даже «Отче наш» – одно «Господи, помилуй» и крестное знамение с сознанием, что ты говоришь и делаешь. А потом, позже, проговоришь с Богом пространнее…

Как молиться, когда мешают обстоятельства

Хорошо, когда для молитвы есть специальное место и его можно оборудовать и улучшать. Такое «молитвенное гнездышко» чрезвычайно помогает жить, располагает к молитве!

Иконы и иконки у меня, как и у многих, накапливались в течение многих лет, но с самого начала основными были репродукции рублевских Троицы, Спаса и Владимирской: это образы, на которые я могла смотреть бесконечно еще школьницей, будучи атеисткой. Я долго присматривалась к складным аналоям – чтобы было куда положить книгу для чтения стоя, будь то молитвослов или Евангелие, а потом обнаружила, что даже примитивные складные аналои дороговаты, и нашла более удобный вариант такого же бюджета: настольный пюпитр для работы стоя. Правда, прикупить пришлось и маленький стол, на который его можно водрузить, зато конструкция устойчивая (в отличие от напольного пюпитра), вмещает массу книг.

Но бывают обстоятельства, когда места нет или оно «неподходящее». В 20 лет я по примеру мужа молилась в ванной комнате коммунальной квартиры – там можно было запереться, а в нашей единственной комнате, где мы жили вместе с моей неверующей мамой, очень страдавшей тогда от нашей религиозности, уединенного уголка не было. В ванной включали воду, чтобы замаскировать причину пребывания там, но бедные соседи все равно часто нервничали и колотились в дверь. Мужа это не смущало, но меня – очень.
Один священник рассказывал, как в армии, в стройбате он не мог найти другого места для молитвы в пасхальную ночь, кроме армейской уборной. Там и молился – и Господь послал полноценное переживание Пасхи! А Сергей Иосифович Фудель вспоминал, как молился в тюремной камере: «В тюрьме молиться и трудно, и легко. Трудно потому, что сначала вся камера уставится тебе в спину, и всë, что у многих на уме («ханжа» или еще что-нибудь), будет на уме у тебя. Легко потому, что, когда преодолеваешь это «назирание», то правда, что стоишь несколько минут у «врат Царства»».

Нет числа обстоятельствам жизни, к которым должна будет приспосабливаться молитва, чтобы ей не исчезнуть и оттого не замереть жизни души, но нет и обстоятельств, в которых молитва была бы принципиально невозможна. Главное – не потерять этой связи с Богом, хотя бы пяти минут в день, но обязательных. Не будет обязательных – никаких не останется, увы… Но при любых «обстоятельствах места» молитва получается, если само правило молиться – есть.

Итак, приспособляя к месту, времени, обстоятельствам жизни, – но сохранить молитву, уберечь ее, как сокровище, взращивать по мере возможности, дорожа ею и добиваясь искренности, сознательности и внимания.

О том, как этого достигать, мне бы хотелось поговорить в следующий раз.

miloserdie.ru