Увлечение эзотерикой, астрологией, восточными духовными практиками, а также поиск ярких эмоций в христианстве могут быть крайне небезопасны.
Увлечение эзотерикой, астрологией, восточными духовными практиками, а также поиск ярких эмоций в христианстве могут быть крайне небезопасны, считает протоиерей Сергий Баранов. Правилам «духовной безопасности» он посвятил отдельную главу в своей новой книге.
«В Японии, зайдя в первый буддийский храм, я ощутил, что это не пустое пространство, оно действительно заполнено духовностью, но со знаком минус. У них есть свои отношения, какие-то пересечения с духовным миром, но эта духовность очень отрицательная», – отмечает протоиерей Сергий Баранов. Но не только нехристианские духовные практики, по его мнению, несут опасность современному человеку.
В своей новой книге «Мой Бог. О бесконечной любви, доверии и духовной жизни», выпущенной в издательстве «Никея», один из разделов он посвятил осторожности в духовной жизни. Публикуем фрагмент этой главы.
1. Понимать, почему нам полезно жить в материальном мире
Почему после грехопадения Господь дал нам такую грубую плоть, кожаные ризы? Почему эта грубая материя разделила нас с духовным миром и мы перестали его переживать очень чутко и остро? Господь нас покрыл от отношений с ним. Потому что после грехопадения наш ум стал грубым, он потерял свою тонкость, глубину мыслей. А духовный мир наполнен не только Духом Святым, но и другими духами.
Посмотрите, что произошло с Адамом и Евой: они вошли в отношения со змеем, и даже их, бывших в первозданном состоянии, он умудрился обмануть, искусить. А после грехопадения Адам с Евой потеряли Дух, стали грубыми, потому что наше зрение, наши мысли правильны только в Духе. Повредилась их природа, поэтому им стало еще небезопасней в общении с духовным миром, и Господь нас разделил этой грубой материальностью.
Человек не способен так воспринимать духовный мир, как до грехопадения. У Игнатия Брянчанинова написано, что это была забота любящего Бога о нас, чтобы мы не подвергались дальнейшим искушениям.
Очень важный есть момент в Евангелии, когда апостолы пришли и стали в восторге говорить, что бесы им повинуются, больные исцеляются, слепые прозревают, но Господь как бы осадил их восторг и сказал: «Радуйтесь не тому, что бесы вам повинуются, радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах» (см.: Лк. 10: 20). Это очень важный момент духовной жизни.
По большому счету, критерий нашей близости к Богу – это неспособность к чуду. Где-нибудь в Тибете буддийские монахи, йоги, может быть, творят экстраординарные вещи, но делают это не силой Святого Духа. Они действительно выходят в духовное пространство, но без разума, и становятся жертвами духов, которые их пленяют, обманывают и захватывают в свои сети.
2. В духовном пути двигаться постепенно
Выйти в духовное пространство – это не главная наша цель, в него могут выйти и люди с практиками, далекими от христианства. Что ты будешь дальше делать в духовном пространстве? Вот самый главный вопрос. И если человек качественно не готов к встрече с духовным миром, не укреплен Духом Святым, не имеет духовного опыта тонкого чутья, ему опасно преждевременно туда выходить. Это говорят все святые отцы. И поэтому это не наша цель.
Наша цель – практиковать смирение, скромность, послушание. В этих качествах человек приобретает безопасность во встречах с духовными явлениями. Богу не жалко нам дать сразу дары Иисусовой молитвы, созерцания, Он просто понимает, что мы не сможем это понести, это нас обязательно надорвет, это выше нашей сегодняшней меры, поэтому все очень постепенно.
Софроний Сахаров говорил, что, когда он был на Святой Горе, видел, что многие отцы там живут в Нетварном Свете. Но так как вошли в него очень мягко и постепенно, то для них это стало естественным состоянием, и они даже не видят, что они в Свете.
Меня в больнице спрашивали, как я живу с такой аритмией, она в очень нехорошей стадии, почему не обращался, разве я хорошо себя чувствую, срочно нужно лечение. Ответил, что чувствую себя обычно. Наверное, привык к этому состоянию. Хорошо, когда духовное состояние приходит вот так – постепенно, мягко. И вообще, благодать Святого Духа настолько деликатна, что иногда не видишь сам ее приход, ты просто в какой-то момент ощущаешь, что ты уже в ней. Или в какой-то момент чувствуешь, что начинаешь ее терять, тогда осознаешь, что был в благодати.
Не нужно нам ярких, чрезвычайных вещей, из ряда вон. Пусть все придет естественным образом, постепенно, деликатно, мягко, поэтому я не рекомендую ждать в Иисусовой молитве чрезвычайных событий, состояний. Даже чрезвычайное придет очень мягко, если оно духовно правильно, раз – и ты уже в этом, без фанфар и красок. И все очень просто и понятно. А бесовские вещи обычно приходят ярко, шумно, тебе нужно разбираться, что это, откуда, хорошее или плохое. Благодать Святого Духа приходит так, как Господь в Евангелии говорит: «Когда я второй раз приду в Духе, вы меня уже не спросите ни о чем» (см.: Ин. 16: 23) – будет все настолько понятно и просто. Когда Христос приходит – сомнений нет.
Мы все очень гордые, и, конечно, если нам очевидно дать духовное преимущество, никто из нас не сможет с этим справиться. Господь хотел бы нам дать духовные дары, но Он видит, что они в нашем состоянии могут быть опасны, потому что мы не понесем, мы тут же повредимся через мнение о себе.
3. Осторожно относиться к снам и эмоциональным переживаниям
Часто спрашивают про отношение Церкви к снам. Я не говорю, что все они от дьявола, ни в коем случае. Есть сны от Бога, есть сны от дьявола, есть сны просто от того, что продолжает работать наша подкорка, и это очень тонкая и непонятная для нас тема.
Святые отцы не утверждают, что это категорически от дьявола, они предупреждают: «Будь осторожен! Ты не понимаешь этого явления, твой ум после грехопадения стал очень грубым инструментом, и ты не способен видеть тонкие вещи, моменты, тебя могут обмануть. Без этого можно жить и спастись. А вот приняв какие-то явления неправильно, ты можешь погибнуть».
Помните, что наша цель – не духовные переживания, не какие-то экстраординарные дары. Все это хорошо, когда ложится на благую основу смирения. Правильное состояние человека, которого коснулся Дух Святой, – это ощущение своего недостоинства, недостоинства такого внимания со стороны Бога. Не случайно древние пророки Ветхого Завета, когда Господь их посещал, падали на землю, накрывали голову руками и говорили: «Господи, я недостоин Тебя видеть».
Много на земле гипнотизеров, экстрасенсов, оккультистов, людей, владеющих духовными практиками, которые трудятся не ради спасения, а с корыстью. У них действительно есть результаты, но они не в Святом Духе. Не нужно нам все это.
Не нужно, потому что мы можем ошибиться. Есть такое святоотеческое изречение: «Не принимай и не отвергай». «Не принимай» экстраординарного, бесовского, разгоряченного явления, чтобы не понять это как силу Божию и не прельститься, не повредиться.
Чаще всего такое приходит к человеку через его гордость. Он в какой-то момент принимает сверхъестественные, необычные явления, которые разгорячают его эмоции, его кровь. Принимает их и в какой-то мере допускает, что наконец-то он стал достойным, – это большая беда. «Не отвергай» – то есть не будь чрезмерно осторожным, чтобы не умерла твоя духовная энергия, чтобы ты не отверг то, что тебе приходит действительно от Бога, и не назвал бы это явление бесовским искушением. «Не принимай и не отвергай» – это заповедь святых отцов, которая держит нас в хорошей середине. Мы всегда помним о своей греховности, о своем недостоинстве, о своем недостаточно качественном состоянии, чтобы ожидать что-то Божественное.
4. Соблюдать баланс осмотрительности и энергии в духовной жизни
И в то же время эта осторожность не умертвляет нашей духовной энергии. В евангельском чтении мы видим как раз это состояние в душе Божией Матери, когда к Ней приходит Ангел и говорит: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Ее трезвое, скромное состояние повелевает Ей делать такое движение: «Как Я могу послужить такой великой Тайне?» (см.: Лк. 1: 28–29). Скромность еще больше Ее возвеличивает, как в той евангельской притче, где Господь говорит, что не нужно садиться на первое место, чтобы тебя не попросили сесть подальше, потому что пришел гость почетнее тебя, тогда тебе будет стыдно, неловко, неудобно. Лучше займи последнее место, тогда распорядитель пира придет и попросит тебя подняться повыше, потому что тебя желают видеть ближе к Царю, Небесному Царю (см.: Лк. 14: 8–11). Это состояние великой искренности, скромности, даже застенчивости было у Богородицы, поэтому первое, что Она отвечает Ангелу: «Я недостойна». Дальше Ангел Ей говорит, что Он послан от Бога, это воля Господа, чтобы Она стала Его Матерью. И тут же Она покоряется воле Божьей и смиренно отвечает: «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (см.: Лк. 1: 38).
Иногда мы никак не можем определиться, как нам шествовать в нашем духовном пути, нас все время заносит то вправо, то влево, то в гордость, то в чрезмерное покаяние и осторожность, которая парализует все наши духовные труды и отношения с Богом. Мы становимся духовно мертвыми. Нас качает то вправо, то влево. Святые отцы находили, как Божия Матерь, золотую середину и держались ее, чувствовали себя всегда, непрестанно совершенно недостойными, но все-таки это не парализовало их волю, их действие, они понимали, что «я недостоин», но благодать Божья через Его великую любовь покрывает самого недостойного, окрыляет его, вдохновляет и зовет к действию.
5. Не стремиться раньше времени «взрослеть»
У детей и молодежи нет опыта боли, опасности, потерь, трагедии. Это самый несохранный период, когда можно наделать много беды. Человек становится осторожным после того, как набьет шишки. А дети и молодежь живут всегда очень опасно.
Так и в духовной жизни. Апостол Петр сказал: «Если даже все предадут, я все равно не предам» (см.: Мф. 26: 35) – и тут же предал. Неосторожность в слове, во мнении о себе. Другие апостолы по-детски, наивно: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26: 22). В духовной жизни нужна осторожность, которая как раз и рождается от постоянных ошибок, падений, и слава Богу, если она рождается. А некоторые всю жизнь ошибаются, наступают на одни и те же грабли миллион раз, и как будто ничего не было – бьется, бьется, бьется.
У Адама с Евой была трагедия, что они лишились в какой-то степени комфорта, уюта, тишины, но самой большой их болью было то, что они потеряли Бога, как друга, как Отца, потеряли отношения с Ним.
Разлука с любимым по неосторожности, эгоизму, когда ты теряешь того, кого очень сильно любишь, кого ценишь, кем дорожишь, – это трагедия. Потом у них рождались дети, которые уже не знали Господа так, как они, и для них чувство потери Его со временем притупилось.
Но знать Бога, жить Богом и потом потерять – это большая трагедия.