113

Протоиерей Алексей Храповицкий

1866 -19?? гг.

Храповицкий Алексей Тимофеевич

 

Священник церкви Званско-Знаменского монастыря.*

Родился в феврале 1866 г. в пос. Язвищи М.Вишерского уезда Новгородской губернии в семье священнослужителя.

Проживал в д. Дымно Чудовской волости, Новгородского уезда и губернии. 

Закончил 6 кл. Духовной семинарии.

Место службы и должность:

  • 1886 г. - 3.08 1890 г. –  учитель  Спасско-Полистского народного училища;
  • 3.10.1890 г. -  1.06.1891 г. –  учитель в школе при фабрике И.Е.Кузнецова;
  • 10.06.1891 - 2.07.1904 г. –  священник  Налючской церкви Старорусского уезда,;
  • 22.07.1904 г. - 2.11.1912 г. - инспектор церковно-приходских школ Старорусского уезда;
  • 2.11.1912 г. - 1.09.1918 г. - преподаватель Державинского Епархиального училища в сане священника;
  • с сентября 1918 г.  и до ареста - священник Званского  прихода.

Семейное положение (по данным  1927 г.): жена Валентина Фотиевна, 58 лет, домохозяйка;

 сын Николай, 33 г., служил при Главном Управлении связи в Москве;

сын Алексей, 32 г., заведующий хозяйственным отделением Ярославского Губ. Сов. Нар. Хозяйства, г. Ярославль.

Алексей Тимофеевич Храповицкий был арестован  Чудовской волостной милицией 14 июня 1927 г.  Поводом для ареста послужили события, связанные с закрытием Знаменской церкви, окончательной ликвидацией Званско-Знаменского монастыря.

В Постановлении  от 14 июня 1927 г. уполномоченный Новгородского губернского отдела ОГПУ дает указание провести обыск на квартире священника в д. Дымно, «дабы найти компрометирующие Храповицкого А.Т.  и к.-р. организацию материалы»** Но даже при  самом тщательном обыске «оказалось: ничего не найдено» (След.дело № 1750 . Арх.№ 1а/3488. Л.л.21, 23).  

Священника подозревали в контрреволюционной деятельности.

Пытались найти другие материалы, компрометирующие А. Храповицкого, в частности, что он – «дальний родственник известного белогвардейского митрополита Антония Храповицкого» (Тамже.  Л.35)

О своем родстве Алексей Тимофеевич  поясняет : «...родственником митрополиту Антонию Храповицкому я не являюсь. Он происходит из дворян, помещиков быв. Крестецкого уезда, Новгород.губ. имения «Ватагино», а я происхожу из духовного звания» (Тамже. Л. 32). Родная деревня Алексея (Язвищи) находилась в в 12 верстах от имения Ватагино.  Раньше их род носил фамилию Благовещенских, но когда отец учился в семинарии, ему предложили переменить фамилию, потому что  в то время среди семинаристов было много однофамильцев. Фамилию решили поменять на Храповицких, так как дед Арсения Храповицкого был крестным отцом Тимофея (отца Алексея Тимофеевича). С Антонием Храповицким Алексей встречался только, когда был гимназистом.

 Постановление Новгубисполкома от 23.08.1924 г., утвержденное  постановлением ВЦИКа от 24.04.1926 г., предписывало Знаменскую церковь   закрыть и переоборудовать  под клуб рабочего поселка завода «Коминтерн»,

Церковь в честь Обновления Храма Воскресения Христова (ее в документе называют «Державинский храм») передать в ведение Губернского музея.

 В этом же постановлении указывались причины, по которым монастырь должен  быть окончательно ликвидированным, а именно: «а) что названный монастырь обслуживает религиозные потребности лишь трех деревень с количеством граждан в них до 500 чел, и кроме того 109 монахов, б) что в районе монастыря и в частности, расстоянии 7-8 верст, от него находятся еще две церкви, в) что в районе расположения монастыря имеется детский дом им. «Карла Маркса», а в самом монастыре артель, состоящая из монашествующих, пребывание коих с их устоями и уклонами монашеской жизни, а также совершаемые ежедневные богослужения, влияют на социальное воспитание детей» ( Тамже. Л.7). Упоминалось также, что в 1919 г. в монастыре были найдены 50 экземпляров журнала «З...ий  Летописец» (слово неразборчиво — Н.Г.), который был причислен к литературе контрреволюционного содержания.

В  начале мая 1926 г.  один из представителей коллектива верующих  Дмитрий Ив. Леонтьев  был делегирован в Новгород в уездную милицию для «выяснения вопроса о произведенной фабрикой «Коминтерн» поломки каменной ограды — стены монастыря»  (Тамже . Л.10). В то время  рабочий поселок размещался в бывших зданиях монастыря. Ему сообщили, что монастырь окончательно ликвидируют и   скоро закроют Знаменскую церковь.

По этому поводу жители деревень Дымно, Антушево, Залозье, входивших в состав прихода,  решили ходатайствовать об оставлении им действующей церкви:  отправили телеграмму во ВЦИК, делегации в Новгород и  Москву.

12 июня 1926 г. в Званский монастырь прибыла комиссия в составе представителей ВИК, УИК, Госфонда и Губмузея для ликвидации монастыря, описи имущества и распределения предметов культа. Собравшаяся толпа верующих - жителей окрестных деревень и рабочих завода «Коминтерн» - потребовала прекратить работу, и члены комиссии вынуждены были подчиниться.

На следующий день 13 июня комиссия снова пыталась продолжить работу, и снова большая толпа народа помешала им. Звонил  колокол, собирая народ, запертая церковная дверь, за которой работала комиссия, была взломана. «Старики, старухи, женщины и дети бросились к иконам с плачем и криком, началось целование икон, в церкви стоял сплошной плач и крик» (Тамже.  Л.36).

В д.Дымно состоялось собрание верующих, по деревням собирались подписи в защиту церкви.

К вечеру 13 июня  на Званку прибыли  30-40 лодок с  поддержкой, церковь окружили и заявили, что не позволят закрыть и «ключей от церкви не дадут». В документах дела говорится о том, что толпой были избиты девушка, призывавшая подчиниться постановлению ВЦИК и  «рабочий Гусев, немного выпивший, который стал убеждать о необходимости закрытия церкви» (Тамже. Л. 36). Слышались угрозы в адрес комиссии, из толпы предлагали «покидать комиссию в р.Волхов» «Была попытка избить члена ВКП(б) тов. Кондратьеву, пытавшуюся убеждать толпу» (Тамже. Л. 37).

14-15 июня под напором верующих комиссия снова не могла приступить к работе. Председатель коллектива верующих Антонов сказал, что снимает с себя всякую ответственность за безопасность комиссии, ввиду сильного возбуждения  толпы. Собравшихся  успокоили тем, что из Новгорода должен вернуться делегат с окончательным решением Новгубисполкома.

Предписание последнего «сдать имущество церкви комиссии» было встречено сопротивлением, снова звучал набат. Комиссия убеждала толпу подождать делегата из Москвы с решением ВЦИКа, а до его возвращения обещала не ликвидировать церковь, а лишь опечатать.

16-17 июня была сделана опись имущества и опечатана церковь.

18 июня 1926 г. в трех деревнях Званского прихода состоялись общие собрания, на которых жители активно выступали за открытие церкви, особенно настойчивы  были крестьяне д. Дымно, они не выпускали членов комиссии из дома, где было собрание, пытались их обыскать, чтобы отобрать ключи от Знаменской  церкви.

В Деле есть документ, который рассказывает, как проходили собрания  — в д. Дымно и Остров  за открытие церкви  проголосовали  все без исключения, в поселке Званка «было против 27 чел. и 5 воздержавшихся из местных комсомольцев» (Тамже . Л.16).

В октябре 1926 г.  верующие в количестве 150 человек снова пыталась оказать сопротивление комиссии и милиционерам, прибывшим для осмотра Знаменской церкви, якобы для разбирательства на предмет кражи (было открыто окно в церкви, но кражи, как оказалось, не было).

Люди не оставляли надежды вернуть церковь. Ниже приводится копия документа — обращение  в Новгубисполком.  (сохранены орфография и пунктуация подлинника).

В Губернский Исполнительный Комитет

г. Новгород,

от Коллектива верующих

Званской церкви и от рабочих,

проживающих в поселке Званка

в количестве 792 человека

Заявление

Мы, верующие, как крестьяне, так и рабочие, проживающие в поселке «Званка» в количестве 180 человек просим Губисполком не отклоняя нашу просьбу, открыть церковь, ибо мы все нижеупомянутые граждане переносим большие бедствия с закрытием Званской церкви.

 Нам приходится ездить крестить по чужим и дальним селам. Мы не можем так скоро отстать от религии и хоронить умерших без религиозного обряда, у нас по семи суток лежат непогребенные трупы, разлагаются в квартирах, но с распутицей и бедствием реки, мы не можем никуда попасть.

 Упоминаем еще раз, что с закрытием церкви, нас лишили всех прав свободного существования в Советской Республике, а также невольно заставляют разубедиться как рабочего, так и крестьянина, что мы лишены слов свободы и слов Великого Вождя тов. Ленина, который говорил, что Власть Рабочих и Крестьян и что всегда надо идти навстречу массам и большинству.

Нас же, наоборот, крестьян в количестве 612 человек и  рабочих в количестве 180 человек сменяют на 23 человека — союза безбожников, который просит церковь под клуб и пишет в газете от 27 октября с.г. за №  244 (2340), что церковь находится пустующая, но мы же заявляем, что она не пустующая, а закрыта под натиском.

Мы заявляем, что не отступимся от церкви и народ будет восставать,  лишенный всех прав. Мы не заглушаем союза безбожников и не мешаем ему существовать, т. к. он имеет клуб, а также с нас рабочих целый год высчитывают на клуб каждый месяц по дневному заработку.

Просим не оставлять нас верующих рабочих без церкви и заявляем, что церковь, находясь в нашем поселке, никакого вреда не приносит. Мы, верующие не мешаем политической работе союза безбожников, они своим чередом, а мы своим, т. к. от религии отстать так скоро мы не можем.

Изложив все недостатки, возникшие с закрытием церкви, заявляем, что мы не отступимся и не дадим церковь под клуб. Просим Вас еще раз открыть нам церковь без препятствий.

При сем препровождаем списки крестьян и рабочих (верующих), ходатайствующих перед Вами об открытии церкви.                              

                                                                Верно: Начканц. ГИКа  /Артемьев/

(Внизу наискосок красным карандашом:  « Надо выяснить автора этого заявления. 10/ I .27 ПОДПИСЬ)

 

Священника А.Храповицкого обвиняли в том, что он призывал народ к сопротивлению и организовывал таковое против закрытия церкви.

«Храповицкий своей деятельностью и настойчивостью в сопротивлении закрытию церкви получил среди населения громадный авторитет...», «вокруг Храповицкого сгруппировались все выселенные из монастыря монашки»,  «...перед каждой службой ему стали подавать бесплатную подводу от д. Дымно до б.Званского монастыря», «...делегаты, ездившие хлопотать об открытии церкви, обязательно перед отъездом заходили под благословение к Храповицкому»(Тамже. Л.39) . Священник, действительно, пользовался большим авторитетом не только у своих прихожан, но и у жителей других деревень, не входивших в состав Званского прихода.

 

Арестованный 14  июня 1927 г., 28 июня священник был препровожден  в Новгородский губернский исправтруддом.  В июле месяце этого же года от коллектива верующих Званско-Знаменского прихода на имя прокурора Новгородского суда поступило заявление с просьбой изменить меру пресечения для заключенного А. Храповицкого - освободить его из-под стражи.  Много добрых слов о священнике написано прихожанами в этом заявлении.

13 августа 1927 г. его освободили под подписку о невыезде с постоянного места жительства.

Обвинения в свой адрес А.Т.Храповицкий категорически отрицал. Он не призывал народ к сопротивлению советской власти, а пытался путем договора с нею добиться  открытия церкви.

Следственное дело №87-1927 по обвинению А.Т.Храповицкого по ст. 58-14 УК было направлено в тройку при ПП ОГПУ по ЛВО «на предмет применения к Алексею Храповицкому, как к крайне вредному для данной местности элементу, админ. Высылки из Сев.Зап. Области сроком на 3 года». (Тамже. Л .42)

Дело № 87-1927 по обвинению гр-на Храповицкого Алексея Тимофеевича по ст. 58-14 УК, начатое 14 июня 1927 г. (дата окончания не обозначена) из Новгородского губернского отдела ОГПУ было передано 17 сентября 1927 г. в Тройку при ПП ОГПУ в ЛВО. Там Делу,    начатому 19.09.27, (дата окончания  29.12.1927), присваивают новый № 1750 и переквалифицируют статью на 58-10 УК.  Третья обложка Дела под № 55131, начатого 24. 01.1928 г. (дата окончания не обозначена)

 

24 февраля 1928 г.  А.Т.Храповицкий был приговорен по ст. 58-10 УК за организацию сопротивления комиссии, производившей закрытие церкви быв. Званского монастыря и ведение агитации, направленной к возбуждению недовольства в массах  мероприятиями Советской власти,   к 3 годам административной высылки.

Местом жительства он избрал г. Нижний Новгород.

Реабилитирован  А.Т.Храповицкий 16 октября 1989 г.

 (Дата смерти неизвестна)

__________________________________________________________________

 

** В цитируемых документах сохранены орфография и пунктуация подлинника.

 

ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Архив УФСБ по Новгородской области. След.дело № 1750 по обвинению гр. Храповицкого Алексея Тимофеевича. Начато 19 сентября 1927. Окончено 29 декабря 1927 г. На 42 л. Арх.№ 1а/3488.
  2. Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской земли. Т.8-9 /гл. ред Н.Н.Трабер. -Великий Новгород, 1999. 394 с. С. 266.
  3. Петров М.Н. Крест под молотом. Науч. Ред. В. Л. Янин / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с. С. 372.

Автор Н.А.Григорьева