117

Как же Бог будет судить нас и за что мы сами несем ответственность?

«В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2: 16).

Божий суд будет совершаться не по внешнему, а по сокровенному в сердце каждого. Люди живут для других людей, вообще говоря, забывая, что их жизнь изначально происходит от Бога.

Они преклоняются перед идолами, перед другими, потому что ищут силы и власти, и, когда они находят это у других, они порабощаются ими. Несчастен тот, кто не знает, что Бог судит тайные помыслы всех.

Людям вообще свойственно осуждение. Тот, кто судит, сам будет судим таким же образом: «Тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам» (Лк. 6: 38). Люди не знают тайников сердец, но Бог знает все. Он – Тот, Кто «судит людем» (Пс. 7: 9).

Как же Бог будет судить нас и за что мы сами несем ответственность?

«И не судите, и не судят вам: не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6: 37). Кто не судит о людях по внешнему, но ищет оправдания их ошибкам, тот не будет судим и Богом.

Что же касается того, кто держит в памяти против людей их ошибки, то на основании своей собственной оценки, вне любви, его правда есть ложь. Как может человек судить другого, если он не знает самого себя? Как он может отличить правду от лжи, если он сам еще не очистился? Основанием для способности давать верные оценки является прозорливость, а она есть дар от Бога чистым сердцем.

Тот, чье сердце не очистилось и кто сам не очистился от своих страстей, не может различать дела оком Божиим: «Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется» (1 Кор. 2: 15).

Бог стремится спасти грешника, а не осудить его. Господь Иисус сказал: «Не требуют здравии врача, но болящии. Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мк. 2: 17). Кто не видит себя больным и грешным, тот не нуждается в Господе Иисусе Христе, но пребывает в довольстве собой. Судящий других самодоволен. Он не понимает необходимости в прощении и, следовательно, сам не способен прощать.

Судящий других не понимает необходимости в прощении и сам не способен прощать
Законник судится по закону, но закон не приносит спасения, а приносит осуждение, потому что нет человека, способного исполнить все: «Зане от дел закона не оправдится всяка плоть пред ним: законом бо познание греха» (Рим. 3: 20).

Что касается того, кто ставит любовь выше закона, для него вся вселенная – как залог любви Творца и как доказательство Его дел наивысшей благости: «Невидимая бо его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила его и Божество, во еже быти им безответным» (Рим. 1: 20).

И если нет оправдания тем, кто на земле находится под законом, и тем, кто находится под судом человеческой совести, то как страшен и велик будет суд над нами, христианами, когда все откроется о каждом во Христе Иисусе?

Возлюбленные, не будем обольщаться и притязать на то, что нам не принадлежит, но смиримся в молитве, посте и подвиге духовном.

И осудим себя, чтобы Бог оправдал нас, поскольку Он есть Тот, Кто знает о нас больше, чем мы сами знаем о себе. Он есть Милостивый и принимает кающихся в то же мгновение, как происходит покаяние. А мы будем прощать, но не судить, и оставим суд Богу.

В покаянии же углубимся в тайну человека и понесем в своем покаянии все человечество. Потому что грехи наши распространяются в мир, и тогда зло в мире умножается. И праведность наша влияет на него, и тогда в мире увеличивается добро.

Наша обязанность, как верующих во Христа, состоит в том, чтобы умножать в мире добро и свет, ибо лукавый посылает в мир тление, разрушение и погибель, желая погубить человеческий род. Так давайте же будем чадами света, несущими тяжесть этого страждущего мира, пригвождая наши грехи ко Кресту Христову, чтобы Христос вознес нас на Крест.

Наша обязанность состоит в том, чтобы умножать в мире добро и свет
Суд Христов есть огонь Божественной любви, сжигающий нечестивых и дарующий тепло и ласку праведникам. Нечестивый – это тот, кто судит других, а праведный – тот, кто осуждает самого себя. Кто имеет уши слышать, да слышит! Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская

Митрополит Антоний (Эль-Сури)

monastery.ru