124

В древности к чтецам предъявляли не только профессиональные, но и нравственные требования. Чтобы они не только словом, но и жизнью проповедовали Христа.

Может быть, не больше, но и не меньше, чем хорошие певцы или звонари. Наши предки по Часослову и Псалтири учились читать, и потому им не составляло труда помочь во время богослужения. Для современных прихожан встать на клирос без подготовки гораздо сложнее, а точнее сказать – невозможно. Но если приложить усилия, откроется удивительный мир православного богослужения, многие тонкости которого были неведомы раньше.

С толком и с расстановкой

«Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой», – с детства помним мы этот афоризм из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». «Выражение ‟читать как пономарь” означает невнятное, невыразительное чтение», – с горечью читаю я в комментарии. Тогда как на самом деле именно внятное, хотя и эмоционально невыразительное, бесстрастное чтение в храме – задача чтеца. Но и в этой невыразительности глубокий смысл. В храм приходят люди с разным состоянием души: одному горестно, второму радостно, третьему – спокойно. Эмоции чтеца непременно помешали бы молитвенному обращению хотя бы одного из них. Да и не объяснишь душевными эмоциями духовных переживаний. Задача чтеца – словами молитвословий обратиться к Господу от лица всех, присутствующих в храме.

Священник Владимир Щербаков

Священник Владимир Щербаков

– Задумайтесь, почему именно вас Господь избрал, чтобы вашим голосом звучала в храме молитва? Это огромная ответственность и честь! Недаром в древности к чтецам предъявляли не только профессиональные, но и нравственные требования. Чтобы они не только словом, но и жизнью проповедовали Христа. К этому же мы должны стремиться и сегодня, – наставляет своих учеников священник Владимир Щербаков.

Батюшка – руководитель курса «Чтец» Покровского епархиального образовательного центра (Покровской епархии). На протяжении нескольких месяцев его ученики постигают тонкости церковного чтения, начиная с азов – с церковнославянского языка, с создания азбуки равноапостольными Кириллом и Мефодием.

Отец Владимир и сам чтец с многолетним опытом. Даже в простой беседе вижу, как рад он поделиться накопленным опытом. В нем было все – и пробы, и ошибки, и заученные неправильно слова (а каждый чтец знает, как трудно потом от них избавиться). Но были и победы над собой, и радость открытий. И теперь батюшка с радостью наставляет новоначальных чтецов, надеясь, что они принесут пользу Церкви.

Внимание к слову

– Начинать учиться нужно сразу на церковнославянском языке. Не практикую чтения Часослова на русском – переход неизбежен, а выучить все наизусть – невозможно. Минея у нас сейчас, конечно, на русском издается, но ведь на этой же службе нужно будет открыть Октоих, а там множество неизвестных и сложных слов. Для кругозора советую читать Евангелие с параллельным переводом. Язык и слух привыкает к чтению на церковнославянском, навык образуется. Появляется широта, которую не даст чтение только молитвослова. Хорошо бы купить себе Часослов, это поможет познакомиться с текстами часов. В личной книге вы сможете помечать свои ошибки, – наставления священника просты и практичны.

Но о глубоком смысле прочитанных слов он также не забывает:

– Учу следить за смыслом текста, бережно относиться к слову. Ведь ошибка может изменить смысл на противоположный, порой даже богохульный. Нельзя здесь и духовную брань исключать, враги рода нашего борют чтеца то излишним волнением, то излишней самоуверенностью, то унынием после допущенной ошибки.

Когда в храме хороший чтец и хороший хор, слово Божие проникает до разделения души и духа

Когда в храме хороший чтец и хороший хор, слово Божие проникает до разделения души и духа – уверен мой собеседник:

– У меня прихожанин в храме есть – со сложной судьбой. Сидел, выпивает, трудно ему себя в руки взять. Однажды он догнал меня после службы около машины, а там Псалтирь звучала в записи, читал батюшка из какого-то мужского монастыря. Этот мужчина буквально на колени упал – отец, говорит, дай послушать! Так поразило его благоговейное чтение.

И другой – противоположный – случай вспоминает отец Владимир. Когда в одном из городских храмов чтение третьего и шестого часа доверили мужчине из печальной категории – необучаемый. Просто некому в тот момент было читать:

– Он так невнятно, торопливо и непонятно читал, что одна из рядом стоящих бабушек пригрозила проучить горе-чтеца клюшкой. Ведь каждое слово молитвословий на слуху и в сердце у нее, такое чтение для нее просто мука. Как же мы согрешаем, когда на клиросе читаем поспешно, невнятно, как соблазняем народ церковный!

«Богобоязненный чтец знает, что и предстоящие в храме замечают его ошибки, его невнимание и прочее, и могут соблазниться этим. Потому он не допускает небрежности, боится прогневать Бога. Ибо в Писании сказано: ‟Проклят всяк человек, творящий дело Господне с небрежением” (Иер. 48, 10). Читая в святом храме молитвословия вслух для всех верующих, мы исполняем дело Божие, поэтому читай благоговейно и благообразно, внятно и неспешно», – пишет и Гермоген Иванович Шиманский, наставляющий в своем пособии многие поколения чтецов.

По-настоящему узнать богослужение

– Самые сложные службы – вседневные, шестеричные. У чтеца в это время самая большая нагрузка. На всенощном бдении чтения мало, больше поет хор. На праздничную службу приходят, как правило, те, кто хорошо умеет читать, выбор чтецов большой – всем понемногу текстов раздал, и нагрузка почти незаметна. Церковь больше всего нуждается в чтецах в обычные дни. У хора в этот момент своя нагрузка, да и не каждый певчий читать умеет. Так что очень хорошо, когда кто-то из прихожан может помочь, – рассуждает отец Владимир.

Несколько его учеников, из тех, что вчера по-церковнославянски не могли прочесть и пары слов, сегодня несут послушание на клиросе в разных храмах Покровска (Энгельса).

Мария Апекина – медсестра, несколько лет назад выучилась на церковного флориста, украшает собор. Что же заставило еще и на клирос пойти?

– Слушала как-то проповедь отца Андрея Ткачева. Он сказал, что в древности все прихожане умели читать, петь и звонить. И проблем, подобных сегодняшним, когда, бывает, некому благодарственные молитвы в храме прочитать, не возникало. Я задумалась и решила научиться читать. А когда курс закончила, стала ходить на клирос. Не оставаться же знаниям мертвым грузом, – рассказывает она.

У Марии, по ее признанию, еще много сложностей – и непростые слова даются с трудом, и над интонацией работать нужно. Но дело это очень интересное, утверждает моя собеседница:

– Интересно готовиться к службе, разбирать ее последование. Люблю читать каноны – когда просто стоишь на службе, их смысл часто ускользает. А когда почитаешь на клиросе, потом и на службе интереснее стоять.

Два года назад к Богу, в храм пришла Надежда Косарева. Она тоже выпускница курса, а теперь ее знания и навыки пригодились в храме во имя Равноапостольных Царя Константина и Царицы Елены Покровска (Энгельса). Именно через чтение священных текстов Надежда открыла для себя глубокий смысл и красоту богослужений.

Через чтение священных текстов Надежда открыла для себя глубокий смысл и красоту богослужений

– Читать на клиросе – это возможность принести пользу на приходе. По моим внутренним ощущениям, быть чтецом во время богослужения даже более радостно и благостно. Погружаешься в суть конкретной службы и конкретного праздника. И главное – это доступно многим, – говорит Надежда.

– По своему опыту говорю – если службу не разбирать, не пытаться хотя бы дома читать самому по-церковнославянски, сложно бывает понять, что происходит в храме. А вот когда люди в службу вникают, они ее заново для себя открывают. И там оказывается столько всего! Такая глубина смыслов – целый мир, – уверен и отец Владимир.

Он считает, что польза от знакомства с Уставом богослужения есть для каждого, даже если что-то препятствует несению этого послушания в храме:

– У одной из выпускниц курса в силу возраста голос уже не тот. Но я регулярно вижу ее на службе с планшетом – она следит, какой канон читают, какие тропари и кондаки. Ей на службе интересно, она ее не просто выстаивает.

– Клирос – то место, где человек может по-настоящему понять наше богослужение. Многие люди, даже годами ходящие в храм, не представляют, какая это сокровищница. В этих текстах все – история, богословие, аскетика, высокая поэтика. Они возвышают душу. Я бы посоветовал каждому прихожанину побывать на клиросе, открыть эти книги и попробовать поучаствовать в богослужении. Это колоссальный духовный опыт, – говорит епископ Покровский и Новоузенский Пахомий.

Сегодня проблем с текстами нет – Интернет поможет подготовиться к любой службе. Сложности есть, пожалуй, лишь с желанием и решимостью. Но и она, кажется мне, от незнания, каким удивительным может стать для человека православное богослужение, если узнать и понять его глубже. А поняв, помочь в этом и всем молящимся в храме.

Марина Шмелева

pravoslavie.ru