144

Удивительный святой Гавриил (Ургебадзе) напоминает нам об источнике негасимой Божественной любви, о неизменном пути спасения.

Жизнь любого человека состоит из постоянных открытий – удивительных и вдохновляющих. Иногда они происходят, когда их очень ждешь, иногда они входят в нашу жизнь постепенно и предупредительно, а иногда, когда настойчиво их не замечаешь, они врываются в жизнь – и она наполняется.

Однажды, открыв одну из статей на сайте Сретенского монастыря, я явственно почувствовала, что кто-то смотрит на меня с экрана. С фотографии, помещенной рядом с текстом, меня внимательно разглядывал пожилой мужчина с седой бородой и смеющимися глазами. И это было настолько необычно, что сразу вспомнился знаменитый фантастический роман Джоан Роулинг и живые фото в газетах и книгах. А между тем старец с фото отчетливо улыбался все веселее и веселее: глаза старца блестели и сияли какой-то неземной радостью, на губах медленно расцветала улыбка, и во всем изображении было какое-то движение и жизнь, человек на фото дышал и источал счастье. Невозможно было двинуться и оторваться от этого портрета. Несколько минут я не могла пошевелиться и отвести взгляд от удивительного фото, от которого исходил такой поток горячей любви, что где-то внутри под ребрами ясно чувствовался ее согревающий и мягко обжигающий клубок. Наверное, в этот момент я была похожа на заварочный чайник, в который наливают кипяток. Когда этот удивительный поток тепла переполнил все, из глаз хлынули слезы, и одновременно с ними появилось ощущение непередаваемого счастья, как будто кто-то очень близкий и родной обнял тебя, словно маленького и беззащитного ребенка, после долгой разлуки и ты знаешь – он теперь всегда будет рядом. 

Дочка увидела мои льющиеся слезы и спросила, все ли в порядке. Показала ей фото и как могла объяснила, что произошло. Она внимательно посмотрела на фото и сказала: «Мама, это же кто-то очень хороший и добрый. Удивительно!»

Она внимательно посмотрела на фото и сказала: «Мама, это же кто-то очень хороший и добрый»

Старец с фото – Гавриил (Ургебадзе). К своему большому стыду, на тот момент я мало что знала об этом святом, его житии и служении. Мое необычное знакомство с ним явилось как констатация: Бог есть Любовь! И точка. 

А через неделю частицу мощей преподобного Гавриила (Ургебадзе) привезли в женский Троицкий монастырь родного города. И через день, как раз в день рождения многими почитаемого батюшки, мощи начали мироточить. 

Вторая встреча с батюшкой Гавриилом (Ургебадзе) прошла более спокойно. Образ старца сдержанно улыбался прихожанам. Я познакомила с ним детей. Младший деловито попросил у старца прибавления ума, а дочка купила в храмовой лавочке небольшую икону с изображением батюшки Гавриила. Мы отправились обратно в Москву, и образ старца – «великой любви XX века» – отправился с нами. 

С удивлением я узнавала о знаменитом святом, который с детства полюбил пост и молитву в уединении, сам построил во дворе дома многоглавую церковь и собирал с городских свалок иконы. Был гоним, отправлен в психиатрическую больницу. Этот истинный подвижник обладал горячей верой, даром духовного рассуждения, видел тайны человеческих сердец, был прозорлив. На могиле старца, которого почитает не только грузинский народ, но и весь православный мир, происходят многочисленные исцеления.

Современники вспоминают старца Гавриила как простого, смиренного и любящего человека, слова которого обладали Божественной властью и силой. Он мог быть строгим, но обязательно жалел раскаявшегося, от всей души обнимал его, дарил надежду и любовь. Юродивый старец и в наши дни вселяет в сердца людей любовь, укрепляет в вере, незримо и видимо сопровождает верующих, начинающих путь к спасению. 

Старец Гавриил любил повторять, что «вера – это талант, данный Богом», «смирение – неугасимая, угодная Богу свеча», что «всякое испытание мимо смиренного пройдет и не коснется», «милость – это золото, смирение – бриллиант» и что «только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека».

Старец Гавриил любил повторять, что «смирение – неугасимая, угодная Богу свеча»

Мама Габриэле, как называли его в Грузии, бесконечно смирял себя: «Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество».

Старец учил не осуждать и напоминал, что без Божией помощи жизнь наша не полна: «Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть»; «Ты не осуждай, судья – Сам Бог. Тот, кто осуждает, – как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз».

Также преподобный Гавриил говорил о том, что милость Господа безгранична: «Господь помиловал блудницу, спас разбойника. Мария Египетская была блудницей, но с помощью Божией она стала подвизаться в пустыне, постилась, молилась и победила страсти, очистилась и стала достойной Царствия Небесного. Господь умалит и возвысит».

Он учил всех любить, а если это невозможно, то хотя бы желать всем добра: «Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди любили – больше этого ничего нет». «Нет на земле человека, который мог бы полностью объяснить, что такое любовь. На земле ты это так и не поймешь».

«Если ненавидишь хотя бы одного человека – в его образе ненавидишь Самого Христа и далек от Царствия Небесного».

Добрые дела старец Гавриил считал эквивалентом любви: «Бог не приемлет пустых слов, Бог любит дела. Добрые дела – это и есть любовь». Святой проповедовал заботу о ближнем как путь ко спасению: «Если кто-то болен и нуждается в лекарстве, а его надо принести издалека, может быть, и ночью, и через лес пройти, где волки бродят, – и ты, не раздумывая, отправляешься в путь ради спасения ближнего – это и есть любовь».

Добрые дела старец Гавриил считал эквивалентом любви

Мама Габриэле предупреждал, что, не исполняя заповедей Божиих, не стоит и беспокоить Бога молитвами – такая молитва будет во грех. Он учил молиться о врагах: «Сперва начинай молиться о тех, кого больше всего любишь, например, о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живешь, но Тбилиси не один – благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, – и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своем враге».

Старец утверждал, что духовное состояние человека видно по его одежде, что не стоит давать советов, не зная духовного состояния человека, а также что свою «судьбу» мы создаем сами: «Если человек, безрассудно подвергая свою жизнь опасности, погибает, он совершает грех, а судьба здесь ни при чем».

Однажды, отвечая на вопрос монаха о том, что такое пост, преподобный Гавриил перечислил спрашивающему все его грехи. Монах устыдился, упал на колени и зарыдал. Тогда старец улыбнулся: «А теперь иди – ешь обед». Однако монах ответил, что не хочет. – «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде».

Гавриил (Ургебадзе) предостерегал нас: «Не Господь оставляет человека, человек оставляет Бога. Ад – это отдаление от Господа» и «Если бы вы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!»

Он особенно напоминал, что монахи – это воины, которые не могут быть беззаботными, и утверждал, что «монах должен выполнять физическую работу, иначе будет унывать и не спасется», «хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины», он «одной просфорою сыт». Утверждал, что похвала пагубна для монахов, а «кто хвалит монахов, тот враг монашества» и что «монашествующие должны жить в простоте. Простота – это благодать Божия».

Многим духовным чадам старец Гавриил советовал неустанно стремиться к Богу: «Видя твое стремление, Бог даст все необходимое». «Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Этим стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское».

Духовным чадам старец Гавриил советовал неустанно стремиться к Богу: «Видя твое стремление, Бог даст все необходимое»

Так удивительный святой Гавриил (Ургебадзе) напоминает нам об источнике негасимой Божественной любви, о неизменном пути спасения. И постоянно совершает новые открытия в чьей-то жизни, отогревая заблудшие души своим теплым сердцем и живой улыбкой.

Ольга Бобовникова

monastery.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15