Радость больше, чем счастье

Радость – духовное понятие, которое стоит выше счастья и простого удовольствия. Возлюбив Бога и доверясь Ему, человек обретает большую радость, вытесняющую пристрастие к плотским наслаждениям.

Радость – больше, чем счастье, а счастье – больше, чем удовольствие. Удовольствие ощущает тело. Счастье – на уровне ума и чувств. Радость – глубоко в сердце, в духе, в центре личности. 

Чтобы получить удовольствие, нужны сила и рассудительность. Чтобы стать счастливым, нужно быть нравственным и благородным. Чтобы обрести радость, нужно достичь святости, всем сердцем возлюбить Бога и ближнего как самого себя. 

Чтобы обрести радость, нужно достичь святости, всем сердцем возлюбить Бога и ближнего как самого себя

Каждый хочет удовольствия. Если рассуждать более глубоко, каждый хочет счастья. Если рассуждать фундаментально, каждый хочет обрести радость. 

Зигмунд Фрейд говорил, что духовная радость заменяет физическое удовольствие. Люди становятся святыми из-за сексуальной неудовлетворенности.

На самом деле, всё с точностью до наоборот. Фома Аквинский говорил: «Ни один человек не может жить без радости. Поэтому лишенный духовной радости предается плотским удовольствиям». Духовная жизнь не заменит интимных отношений, но интимный опыт часто сопоставляют с духовным.  

Самое простое, неопровержимое доказательство того, что Фома Аквинский прав, а Зигмунд Фрейд – нет, – опыт. Это вопрос не только веры. Истинность слов Фомы Аквинского на своем опыте доказали многие, очень многие. Вы можете сами провести эксперимент и сами во всем убедитесь. Вы будете знать, что эти слова – правда, как то, что огонь горячий, а лед холодный. 

Такой эксперимент на протяжении тысячелетий проводили миллионы людей, и никто не ошибся. Кто ищет – находит, эти слова относятся не только к будущей жизни (будто нужно верить), но и к земной: во многом можно убедиться на собственном опыте, проверить экспериментально. 

Всякий человек, который когда-либо осознанно, с твердой верой говорил Богу: «Да будет воля Твоя», всегда обретал радость, не только на небе, но и на пути к будущей жизни, на земле, радость обитала в нем каждую минуту, здесь и сейчас.

Предать жизнь воле Божией – уже радость. Радостно не от того, что будет потом как следствие, а прямо сейчас. Именно так женщина добровольно отдает свое сердце мужчине. Мистики сравнивают душу человека с женщиной, поэтому Бога всегда символически изображают в образе мужчины. Конечно, это всего лишь символ, но символ истинный, в нем есть доля истины. 

В таком символизме нет ничего «сексистского». Имеются в виду души как женщин, так и мужчин. Только когда любящие друг друга люди отказываются от каких-либо рамок, просто доверяются друг другу, когда соединяются их души и тела, тогда они побеждают страх, из-за которого и были возведены все рамки и ограничения, тогда любящие обретают глубочайшую радость. Равнодушие обусловлено эгоизмом. 

Каждому из нас приходилось встречать людей холодных, подозрительных, недоверчивых, неспособных отпускать. Таких людей жаль, они несчастны. Они безрадостны, потому что не умеют доверять, не могут поверить. Чтобы полюбить, нужно поверить, чтобы обрести радость, нужно полюбить. Вера, любовь и радость неотделимы друг от друга. 

Чтобы полюбить, нужно поверить, чтобы обрести радость, нужно полюбить

Когда в моей жизни наступали даже малейшие перемены, я всегда принимал их как волю Божию, не просто говорил: «Да будет воля Твоя», но всем сердцем осознавал смысл этих слов, я возлюбил волю Божию и с нетерпением ее ожидал, в такие минуты радость и мир пребывали со мной неотступно. На самом деле, степень моего принятия воли Божией была прямо пропорциональна радости, которая водворялась в сердце в тот момент. 

Точно такое же переживал каждый второй христиан. Это эксперимент, который проводился миллиарды раз, и он неизменно приводил к одному и тому же результату. Он такой же универсальный, как гравитация. 

Всё это звучит слишком хорошо. Будто какое-то преувеличение благочестивого верующего, хитрая уловка или маркетинговый ход. Сиюминутная радость? Нужно всего лишь предаться воле Божией? А какая мне выгода?

Выгода есть. Большая, всё просто: нужно просто отдать свою жизнь в руки Божии и ни о чем не думать.

Чтобы всецело предаться воле Божией, нужно то, что мы больше всего не любим, – смерть, но не физическая, телесная. Тело не помеха. Нужно умертвить эгоизм. Своеволие. Мы боимся отказаться от своей воли и эгоизма даже больше, чем физической смерти, хотя эгоизм – то, что апостол Павел называет «нашим ветхим человеком», Адамом в нас, причиной всех наших бед и страданий.

Ветхий человек продался дьяволу. Дьявол его наущает. Сидит на плече и нашептывает. Как только соберемся предать себя Богу, он тут как тут: «Поосторожнее. Постой. Не приближайся к Нему слишком близко. Он опасен. Он погубит». 

Этот голос говорит правду. Даже лукавый сначала должен сказать правду, чтобы потом ее извратить. Бог действительно погубит. Он погубит тебя ветхого, эгоистичного, несчастного, унывающего, страдающего, недоверчивого, нелюбящего. 

Но сделает это лишь в том случае, если ты сам Ему позволишь. Сделает это настолько, насколько ты Ему позволишь. Он никогда не станет твою душу к чему-то принуждать, будет только мягко добиваться твоего к Нему расположения. 

Как только Господь достучится до сердца, сразу станет ясно, почему отношения между двумя людьми ни на что не похожи, столь особенны, святы: они образ небесного, всего смысла, судьбы, цели жизни.   

Даже малейшее предчувствие небесного, доступное всем нам, когда мы предаемся воле Божией, – нечто несравненно большее, радостное, чем чувства двух любящих друг друга людей, ведь одно дело обнимать любимого человека, другое – прижимать к груди его фотографию. 

В это всё можно либо верить, либо нет. Если хочешь верить, верь! Если не веришь, попробуй. Тебе понравится.

Питер Крифт

Перевела с английского Мария Лицман

monastery.ru