174

Священник Николай Ткачук, настоятель храма Вознесения Господня на острове Андрианов, что под Архангельском, рассуждает об условиях, при которых мы сможем заявить, что Православие торжествует в нашей жизни. Условия четкие, но, увы, трудноисполнимые…

У меня и справка есть

– Отец Николай, что для вас включает в себя понятие «торжество Православия»? Сводится ли оно только к благому избавлению от ересей?

– Нет, не только. Мне кажется, что торжество Православия в полной мере человек сможет ощутить после Страшного Суда, навечно будучи соединен с Богом в Его Царстве или же навечно отлученным от Него по собственной вине.

– По собственной вине…

– Видите ли, если у меня есть справка о Крещении, выданная свечницей такого-то прихода, где я, так и быть, соизволил пройти эту довольно-таки непонятную и затянутую процедуру, а священник что-то там говорил, какие-то действия выполнял, водил меня вокруг купели, то, думаю, сила этой справки в глазах Бога окажется невелика. В глазах людей – может быть: я «как бы православный», могу быть вхож в определенный круг, могу быть и не вхож – крестился так, на всякий случай.

Не даст мне право называться настоящим христианином и выполнение внешних каких-то обрядов, часто к Православию никакого отношения не имеющих, но благодаря масс-медиа таковыми считающимися. Крещение прошло – я в проруби искупался; Масленица прошла – оттанцевали, поорали, блинов поели, зиму проводили, чучело сожгли; Пасха наступила – кулич откушать изволил да крашенки с «четверговой солью» – ах, какое замечательное «Православие» получается! Увы, на одной внешности далеко не уедешь.

Настоящие христиане и то, что торжествовать не должно

– Но утешает, когда видишь искренних христиан.

– Такие есть, несмотря на все наши происки! (смеется) Те, кто живут не псевдонародными традициями, а Богом. Думаю, в каждом приходе есть такие. Вот, например, наша староста – тихая, веселая, улыбчивая женщина, готовая оказать помощь любому.

Когда Христос виден во взгляде и слышен в молчании

Или матушки из Покровского подворья Соловецкой обители в Радово, что неподалеку от Архангельска. Такое, знаете, естественное Православие, когда Христос виден во взгляде и слышен в молчании. Спокойный труд, гостеприимство, ровная светлая молитва – и за тебя в том числе, потому что ты – свой, несмотря на все твои прегрешения. Честное слово, завидная способность!

А есть, к сожалению, и такие, которые с религиозным трепетом и рвением считают настоящим Православием только и исключительно взгляды своего лидера. Кто-то костьми ляжет, чтобы не допустить изменения буквы какого-либо параграфа из Устава, кто-то, устраивая песни с плясками в храме, презирает и считает ниже себя людей, удивленных таким поведением. Итог один: неприязнь, осуждение, ненависть к «не своим». Вот тебе и «братья и сестры». Торжества такого Православия нам не нужно.

– Глядя на беды, с которыми мы сталкиваемся, многие говорят со вздохом: «Последние времена!»

Ссылками на последние времена мы извиняем собственное поведение, недостойное христианина

– «Последнее время» – это, с одной стороны, еще апостол Иоанн говорил две тысячи лет назад (ср. 1Ин. 2, 18). Кстати говоря, о той же беде для Церкви – прочтите его послание внимательнее. С другой стороны, ссылками на последние времена мы извиняем собственное поведение, недостойное христианина. Да, время после Воскресения Христова действительно последнее, и это как раз и значит, что мы должны стремиться все больше уподобляться Ему. Проще говоря, любить друг друга, снисходя к общим нашим немощам (не к себе – к чужим). И если мы живем в ожидании встречи со Христом, то, может быть, имеет смысл задуматься, какими мы с Ним встретимся: ноющими, обижающимися друг на друга, а то и прямо ненавидящими, но оправдывающими эти незавидные чувства «ревностью о Православии», или же все-таки людьми, умеющими прощать, молиться за других, помогать, любить?

О радостном прохождении Поста

– В пост Христос призывает помазать голову маслом, не быть унылым (Мф. 6, 16–17). В чем радость?

– Радость, разумеется, есть, стоит только начать поститься, но давайте без губительных крайностей. Недавно услышал: «Молитва доставила нам много удовольствия!» Вот уж никогда не думал, что молитва существует ради удовольствия. Что это труд, думал. И даже знаю немножко, особенно после того, как на войне побывал. А вот эта зацикленность на доставлении удовольствия во что бы то ни стало – это да, «я этого достоин»! Один хороший знакомый, побывавший у сектантов и, слава Богу, вернувшийся в Церковь, рассказывает, что одно из самых сложных для него до сих пор – это научиться искренне улыбаться: на сектантских собраниях все вовсю улыбались и требовали от тебя того же: «Брат! Сестра! Улыбнись – ты спасен!» А в глаза заглянешь – пустота и тоска. Человек этот, несмотря на сопутствующие скорби, рад, что вернулся. Такое педагогическое значение скорбей для любого, кто возвращается к Христу. Они могут быть и внешними, и внутренними – только воспринимать их нужно без паники.

Простые трудные условия

– А в каком случае можно говорить о торжестве Православия на государственном уровне? Ведь и сам праздник появился в качестве церковно-государственного в Византийской империи, когда была отвергнута иконоборческая ересь.

– Я твердо убежден: в подлинно христианском смысле мы можем говорить о торжестве Православия в каком-либо обществе только тогда, когда Христос победит каждого из нас – меня, священника, вас, журналиста, епископа, чиновника, рабочего... Когда мы перестанем врать друг другу, угрожать, угодничать, давать и брать взятки, когда начнем честно исполнять свой долг и отвечать за свою работу как перед Богом – вот только тогда. Мы можем возвести еще тысячу церквей, покрыть их золотом, но что толку, если наши души не заблещут благочестием? Что, спасло Византию номинальное Православие? Может быть, Россию спасет, если мы православные лишь на словах? Давайте задумаемся об этом, хотя бы в пост. Хотя нет – не только в пост. Да победит нас Христос!

 С иереем Николаем Ткачуком

беседовал Степан Игнашев

pravoslavie.ru