633

18 августа 2017 года, в канун праздника Преображения Господня, епископ Арсений совершил всенощное бдение в храме Преображения Господня в Броннице. 

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что согласно евангельскому повествованию, Преображение произошло незадолго до страданий Господа, а по преданию Церкви, за 40 дней до Распятия. Господь Иисус Христос накануне этих скорбных дней, когда Он будет взят от мира, решает открыть Своим ближайшим ученикам Свою божественную славу, которую Он имел еще прежде бытия мира. Как мы поем в церковном кондаке этого праздника, «да егда Тя узpят pаспинаема», то есть когда увидят Тебя распятого, «стpадание убо уpазумеют вольное», то есть поймут, что это происходит добровольно, что Господь отдает свою жизнь за жизнь мира, ради искупления этого мира. Зачем это было нужно? Апостолы, как многие ученики и как подавляющее большинство тех, кто слушал Христа в то время, представляли, что Он - обещанный пророками Мессия и должен быть земным царем. Они ожидали этого царя и жили этими чаяниями, может быть, только немногие понимали или помнили пророчество Исаии о Христе, как о страждущем служителе Господнем, а в большинстве своем господствовало представление о том, что это будет великий земной царь. Но Господь уже начал открывать ученикам, что царство Его не от мира сего, Его царство непохоже ни на какое земное царство. И вот незадолго до Своих страданий Он взошел со Своими учениками на гору Фавор, где преобразился, просиял перед ними.

Владыка отметил, что для учеников был явлен свет Его Божества, насколько они могли вместить: «яко же вмещаху». Господь делает это не просто для того, чтобы подтвердить, что Он - Царь, а для того, чтобы укрепить их в предстоящих тяжких испытаниях. До Преображения, согласно Евангелию от Матфея, происходит следующее событие: Христос с учениками проходит через область Кесарии в Палестине и спрашивает у них, кем Его считают люди. И ученики дают разные ответы: за Иоанна, Илию или за кого-от из других древних пророков. И тогда Господь спрашивает: а за кого вы почитаете Меня? И Петр от лица всех апостолов говорит: «Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). И Господь не отверг, наоборот, похвалил это исповедание Петра. Но понимал ли сам Петр, что он говорил в тот момент? Неслучайно Господь говорит ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). И тут же говорит о Себе, что Сын Человеческий вскоре будет предан в руки людские, будет убит и на третий день воскреснет. Учеников ужаснули эти слова, и тот же Петр начал отговаривать Его: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). За что услышал суровый упрек: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф. 16:23). И вот понимая, что грядущие события: взятие под стражу, бичевание, голговский Крест и смерть будут очень и очень тяжким испытанием для учеников, ведь рушились все их представления, рушился смысл их жизни, Господь, чтобы укрепить их, показывает Свою Божественную славу, хотя бы ближайшим ученикам для того, чтобы они донесли это после Воскресения до других учеников, помогая принять эту благую весть о Воскресении и всем христианам, чтобы хотя бы ближайшие ученики: Петр, Иаков и Иоанн, ставшие свидетелями Его Божественной славы на Фаворе, остались столпами Церкви и помогли сохраниться этому малому стаду учеников христовых от распятия до воскресения, хотя и они претерпели тяжкие искушения, как, к примеру, апостол Пётр. 

Владыка также призвал обратить внимание на то, что Христу во время Преображения предстоят два великих пророка древности, Моисей и Илия и беседуют с Ним о Его исходе, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, как говорит Евангелие. Апостолы видят Его Божественную славу, но также и пророков, которые беседуют с Ним о страдании, Кресте и Воскресении. Почему же это именно Моисей и Илия? Потому что они - самые великие пророки Ветхого Завета. Моисей - законодатель, под его руководством народ Израильский избавился от рабства в земле Египетской, а пророк Илия - ревнитель Господа Бога Израиля, обличавший во дни отступничества Израильского народа поклоняющихся Ваалу и возвещал истину о Едином Боге. Они, Моисей и Илия, при своей жизни не искали никакой славы, не искали никаких почестей, для них самой большей ценностью был Господь. И Его слово они возвещали людям в разных обстоятельствах, они проповедовали Его закон, обличаюли народ в отступлении, возвещали Его заповеди, и часто и Моисей и Илия оказывались неуслышанными, непонятыми, изгнанниками и скитальцами. Однако, как подчеркнул владыка, самым большим желанием их жизни было не только послужить своему народу, но и увидеть Господа. Моисей просил Бога, что если он обрел благодать перед очами Его то, чтобы Господь явил Себя ему, а Господь на это так ответил: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). И Моисею был явлен только отблеск славы Божьей. Илия же, изгнанник на горе Кармил думал, что все люди народа Израильского уже отступили, остался только он один верный Богу и просил, чтобы Господь его взял, и Он ему явился: сначала буря, но не в буре Господь, потом огонь, вероятно, молнии, и не в огне Господь, а потом «глас хлада тонка», т. е. веяние тихого ветра, и там Господь. Можно сказать, что Господь не исполнил их желания при жизни во всей полноте, им были явлены лишь отблески славы Божией, но спустя многие столетия, когда, по слову апостола Павла, «пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного» (Гал. 4:4), мы видим этих самых пророков, которые так сильно мечтали увидеть Бога, предстоящих перед Ним на горе Фавор. Господь исполняет их желание, но они также избраны Им, как представители Ветхого Завета, чтобы возвещать апостолам - родоначальникам Завета Нового то, что произойдёт в скором времени. 

Пример Моисея и Илии, как отметил владыка Арсений, должен укреплять и нас с вами, когда мы думаем, что мы не такие как все, что, как думал пророк Илия, только он один остался верным Богу, или что другие нас не понимают, а когда мы молимся, то Господь, как кажется, не слышит наши молитвы, не исполняет, казалось бы, и благие наши пожелания. Нам важно помнить, что Господь пребывает не во времени, а в вечности, и наши просьбы в молитвах, направленные к нашему благу, никогда не останутся неисполненными, как не осталось неисполненным желание пророков Моисея и Илии узреть Господа. Так и наше желание, если мы со всем сердцем будем обращаться к Богу «да будет воля Твоя», чтобы Он помог нам научиться жить по Его воле, по заповедям Его и будем просить о спасении для себя и для близких наших, то мы имеем очень и очень большую уверенность на примере этих пророков, что Бог не оставит неисполненными наши прошения. В течении всех этих столетий, начиная с проповеди апостольской, Церковь живет памятью об этом событии, опытом Преображения, и преображение происходит в Церкви и в душе человеческой по разному. Преображение, по слову владыки, происходит в душе человеческой, когда мы отвращаемся от греха и ищем праведности, оставляем образ жизни ветхого человека, обращаясь к Богу. Когда в нашей душе торжествует добро, мир, милосердие, то наши души преображаются. В Церкви совершаются таинства, которые преображают наши души и тела. В таинстве Евхаристии хлеб и вино преображается в Тело и Кровь Господа, и мы, вкушающие Их, тоже преображаемся в Тело Господа, т. е. в Церковь, народ Божий. И наконец, сама Церковь, мы все с вами в совокупности, как ученики Христовы, должны быть преображающей закваской этого мира, преображать его к добру именно своими добрыми делами, делами милосердия, сострадания, исполнением заповеди Божией о любви к ближним. Мы сами должны быть теми орудиями Божиими, с помощью которых он сможет преобразить и мир вокруг нас. И мы молимся об этом, чтобы свет Преображения помогал нам преобразить жизнь нашу и жизнь наших близких. «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!», - закончил владыка своё слово.