629

Мы постоянно задаемся вопросом о нашем месте в Церкви, но не находим ответа. Послание апостола Павла к Римлянам говорит нам о том, как изменить обычный ход жизни, преобразить свое внутреннее существо и стать частью народа Божьего.

Стремление к совершенству отличает христиан от других людей

В XII главе послания к Римлянам, апостол Павел призывает христиан стремиться к совершенству: «Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12:9). Вроде бы это довольно простые советы, но, как показывает практика, трудные для исполнения. Кто может похвастаться тем, что у него мир в сердце и он живет в гармонии с людьми и Богом? Согласитесь, немногие. Апостол Павел задает христианам направление, в котором нужно двигаться. И это стремление к совершенству отличает христиан от других людей.

Для того, чтобы изменить обычный ход жизни, преобразить свое внутреннее существо и стать частью народа Божьего, апостол Павел призывает нас: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте» (Рим. 12:11).  Эти слова означают постоянное нахождение человека в присутствии Христа. Необходимо выстраивать всю свою жизнь в соответствии с этим принципом. Самому человеку это сделать крайне трудно, поэтому апостол говорит: «Утешайтесь надеждою» (Рим. 12:12). В душе каждого христианина должна быть надежда на то, что непосильные задачи ему поможет осуществить Бог. Если мы веруем во Христа, то мы веруем и в то, что Он даст нам возможность измениться.

Высказывание апостола «в скорби будьте терпеливы» (Рим. 12:12) является продолжением темы надежды. Апостол призывает не отчаиваться в скорбях, потому что отчаяние сопровождает человека, неверующего во Христа. Неверующий полагает, что скорбь может продолжаться всю его жизнь и впадает в отчаяние. Если мы живем со Христом, то скорбь может послужить нам во благо и помочь измениться. Именно вера во Христа помогает нам спокойно относиться к происходящему и даже видеть пользу в тех или иных неприятностях, которые с нами случаются.

Любовь христиан должна зримо проявляться в их поступках

В своем послании апостол Павел неоднократно обращается к теме любви, которая является неотъемлемой частью духовного совершенствования христианина. Нас отличает ни одежда, ни потупленный взор, ни тихость голоса и т.д. Христиан должно отличать наличие любви, которая зримо проявляется в их поступках. Если любви нет, то вся эта благочестивая мишура, которую мы любим на себя надевать, ничего не значит. «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 10). Эти слова призывают к тому, чтобы мы являли собой истинное братство или сестричество. То есть все мы в этом храме должны составлять некую семью, члены которой готовы помогать друг другу, переживать радости и скорби друг друга как свои собственные. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15), - вот к чему нам нужно стремиться. В этом и есть ответ на вопрос: «Каково мое место в Церкви?» Надо стремиться к братолюбию. Это то, чем можно заниматься всю жизнь и, в то же время, не очень-то преуспеть. Потому что очень тяжело любить своего ближнего, который не имеет к нам никакого отношения или не является членом семьи.

Апостол Павел призывает христиан, которые видят в себе определенные дарования, использовать их на благо ближним и Церкви: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — учении; увещатель ли, — увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:6-8).

Все в храме, от священника до уборщицы, делают свое важное дело, к которому они призваны. И оно будет богоугодным, если старательно его выполнять. Если ты имеешь способность возвещать волю Божью, то возвещай. Только надо помнить, что для этого нужные немалые знания и опыт общения со Христом, а также готовность посвятить свою жизнь Богу и Церкви. Если у тебя есть способность к обучению людей, - обучай. Но не только словами, а, прежде всего, своим собственным примером. К примеру, не стоит с умным видом поучать людей, только что пришедших в храм, и упрекать их в том, что они что-то не так делают. Подавайте им своим собственным примером повод к исполнению заповедей. Помогайте людям с любовью. Если взять в пример священнослужителя, то без любви он будет всего лишь формальным служителем культа, а не пастырем стада Христова. В другом послании апостол Павел сказал: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (Кор. 13:2). Но отчего же у нас не получается следовать учению апостола?

Почему мы не можем найти свое место в Церкви?

Апостол Павел призывает нас находиться в постоянной молитве. Но это совершенно не означает, что мы должны целыми днями читать молитвослов и Псалтирь. Находиться в постоянной молитве - это значит постоянно находиться в присутствии Христа, поддерживая духовное горение. Возьмем, к примеру, костер. Если в него не подкидывать дров, то он погаснет. Так же и с духовным горением. Если мы выйдем за пределы храма и с облегчением вздохнем, что все наконец-то закончилось, и мы можем снова жить прежней жизнью, то, конечно, мы сами угашаем свой внутренний огонь. И так живем до следующего богослужения.  А затем опять, входя в храм, вынуждены начинать все сначала. Это продолжается снова и снова на протяжении многих лет. Я наблюдаю таких людей. Они исповедуются, причащаются, чувствуют благоговение, но потом, в течение недели или нескольких, это пламя затухает. Они постоянно приходят и жалуются, что в их жизни ничего не меняется и задаются вопросом, почему у них столько скорбей, и отчего их жизнь такая скучная. Это происходит, потому что между службами в них нет Христа. И как же мучительно для них каждый раз начинать все сначала и возжигать в себе этот огонь.

Мы, верующие, знаем, к чему призывают нас послания апостолов и Священное Писание. Так почему же мы не можем найти своего места в Церкви? На самом деле мы знаем, где это место, но не хотим его занимать, потому что для этого надо много трудиться. А трудиться мы просто не хотим. Проще оставить все, как оно есть, и продолжать жаловаться…

В качестве эпилога апостол Павел говорит: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12:14). «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его» (Рим. 12:20). Вот залог успеха. Апостол заканчивает послание именно любовью к гонителям, потому что именно эта любовь является для христиан самой важной, но и самой трудной. Как же ее взрастить в себе? Нам нужно просто довериться Богу и сказать себе: «Я не могу это сделать прямо сейчас, но, возможно, со временем, с Божьей помощью я смогу!» И вот когда мы поверим, что устами апостола Павла Господь обращается к каждому из нас, тогда наша жизнь начнет меняться. И мы ощутим свое место в Церкви.