671

13 апреля 2017 года в Великий четверг Страстной седмицы, в день воспоминания Тайной Вечери, епископ Юрьевский Арсений совершил вечерню с Божественной литургией свт. Василия Великого в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. По окончании литургии владыка обратился к пастве со словом.

Владыка отметил, что Великий четверг - день совершенно особенный и в Евангельской истории, и в богослужебном круге. Это день накануне страшной Голгофской жертвы, когда Христос, в преддверии иудейской пасхи, собирается со своими учениками последний раз совершить это празднование. Пасха в Ветхозаветной Церкви – это воспоминание о событиях древних времен, великих и незабываемых, когда Господь вывел Свой народ из рабства, из земли Египетской. С тех пор, из поколения в поколение эти события были предметом молитвенного воспоминания, и в Иерусалимском Храме в эти дни собралось много народу, как и в каждом доме. Глава семейства должен был возглавить праздничную трапезу для того, чтобы благословить чашу с вином и те кушанья, которые предполагались. Также пелись псалмы, читалось Священное Писание, повествующее об исходе Израиля из Египта. И этот праздник, по слову владыки, стал для Христа и апостолов, которые, можно сказать, составляли Его семью, не просто последним ужином, а началом Пасхи Нового Завета. Все Евангелие говорит о том, что Спаситель придавал особое значение именно этому последнему ужину с учениками. Он знал, что не просто последний раз в Своей земной жизни совершает этот праздник, но что наступает тот час, ради которого Он и пришел в этот мир, что пришло время самому Ему стать Пасхой, жертвенным Агнцем за грехи всего мира.

И вот на вечере, когда все положенное по Закону было произнесено и сделано, Христос устанавливает Таинство Евхаристии. Он, взяв хлеб, благословил, преломил, подал ученикам со словами: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу: <...> пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26:26, 27-28). "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22:19). Также и Апостол Павел говорит: "Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1Кор. 11:26). Эта трапеза, как подчеркнул владыка, носит не только характер воспоминания предпоследнего в жизни Господа дня, но это уже есть начало нашего искупления, предание Себя Христом, как новым и вечным Агнцем за грехи всего мира. И в те самые дни, когда по ветхозаветному обряду, установленному ещё Моисеем, иудеи должны были заколать пасхального агнца, вспоминая избавление от власти египетского фараона, Христос приносится, как Агнец Божий, за весь мир на Кресте.

Великий Четверг соединяет в себе два воспоминания. С одной стороны, торжественное и величественное воспоминание об установлении Таинства Евхаристии на Тайной Вечери, а с другой это уже и начало страстей, непосредственно начало крестного пути. В четверг вечером мы читаем 12 отрывков из Евангелий, так называемые Страстные Евангелия, которые повествуют о том, что произошло дальше после вечери. Предательство совершилось со стороны Иуды, первосвященники уже уверились в том, что нужно принимать срочные меры. Ведь они думали, что народ сейчас пойдет за новым Мессией, Который провозгласит Себя Царем, а это может обернуться войной с Римом и уничтожением национальной культуры, остатка государственности иудейского народа. Вот почему Каиафа говорит: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Ин. 11:50), подразумевая, что эта жертва вынужденная, и что вот эти духовные руководители иудейского народа совершают какое-то благое дело, в их глазах, отправляя на казнь Спасителя, тем самым, якобы, спасая свой народ. Евангелист Иоанн о словах первосвященника Каиафы говорит, что "сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино" (Ин. 11:51-52). Каиафа, сам не осознавая того, изрекает истину, ведь Спаситель пришёл для того, чтобы умереть за весь род человеческий, искупить нас от власти дьявола, смерти и ада, что во много раз страшнее и тяжелее рабства египетского, установив Пасху Нового Завета Своей кровью, Своей жертвой, Своей любовью, которая изливается на нас со Креста.

В эти дни, по слову владыки, как в никакие другие, мы с особым умилением посещаем храм, с особым внимаем прислушиваемся к звучащим в нем красивым и умилительным песнопениям. Мы сопереживаем Христу в последних днях и часах Его земного пути, для того, чтобы полнее прочувствовать радость светлого Христова Воскресения. Пусть же для нас с вами эти дни будут не просто воспоминанием, и не только размышлениями над Евангельскими событиями. Пусть наше умиление, которое мы испытываем от этих служб Страстной недели, будет не только эмоциональным состоянием в стенах храма, и не пропадает, когда мы снова окунемся в суетный мир. Ведь  в богослужениях, в священнодействиях Церкви до самого праздника Христова Воскресения нам с вами открывается нечто неизъяснимое, мы с вами прикасаемся к опыту Божественной Вечности, приобретаем иной, непохожий на взгляд обычных людей, взгляд на Бога на людей, на себя, на предназначение в этом мире. И, конечно же, опыт ощущения Божественного присутствия, сопереживание Христу в Его страстях, Его страданиях, а так же и опыт встречи с Ним воскресшим, который мы испытываем в литургических священнодействиях, мы должны пронести через всю свою жизнь. Мы должны учиться переносить какие бы ни было испытания, тяжести, страдания, несправедливости этого мира со Христом и во Христе, как соучастники несения Его Креста, а значит, и нашего креста, который, на самом деле, Он уже пронес за нас. Нам только лишь остается со смирением, благодарностью, терпением и безропотностью следовать за Ним, с полным доверием Ему, понимая, что крестный путь не означает конца и сквозь все страдания, все испытания, всю тяжесть, которую каждый человек может испытать в этой жизни, даже богооставленность, в конце концов, засветит свет воскресения в жизнь вечную, закончил владыка своё слово.