843

5 марта 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого, епископ Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Сретения в Антоново.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что период поста - это особое время в годовом круге богослужений в Православной Церкви и особое время в жизни каждого православного человека, время борьбы со страстями и греховными наклонностями. Однако, это не означает, что вне поста верующие должны жить в какой-то расслабленности, теплохладности, опустив руки, и только в Великом посту пытаться сделать что-то хорошее. Жизнь христианина должна быть подчинена Евангелию, заповедям Божиим каждый день в течение всей жизни.

Время поста - это время, когда Церковь создает для нас необходимые условия для того, чтобы мы существенно, качественно продвинулись в этом направлении, получили должный импульс для развития духовной жизни. Пост в жизни православного человека и в жизни Церкви можно сравнить, скажем, с какими-то курсами повышения квалификации или с воинскими сборами, когда люди повышают, обновляют и приумножают свои навыки. Так и мы в течение Великого поста должны не только восполнить что-то в нашей духовной жизни, но и приумножить это, сдвинуться с какой-то точки, с которой мы, возможно, не желали сдвигаться, задуматься о том, чего нам не хватает для того, чтобы наша жизнь строилась согласно Евангелию и заповедям Божиим.


--цитата--

«Если человек, вместо того, чтобы заполнять своё время каким-то благородным делом, стремится проводить жизнь в праздности, то очень скоро в нём проявляются следы духовной расстроенности, а потом и разложения»

Епископ Арсений


Молитвословия Великого поста и сам строй богослужений создают необходимые условия, ту среду, в которой наша душа может очнуться от зимней спячки, неслучайно пост на многих языках, особенно на древне-европейских, означает «весна», и в наших богослужебных песнопениях тоже это время называется весной постной, весной духовной. Именно в это время, по слову владыки, мы можем стряхнуть с себя греховный сон, задуматься всерьез о том, что нам делать, и как нам необходимо жить для того, чтобы не только называться, но и быть учениками Христа. Одна из часто повторяемых и главных молитв в течение Великого поста это молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

Само начало этой молитвы задает нужную духовную тональность, мы предстоим перед Владыкой мира, представляем себя перед Его всевидящим взором, и Он является не только Господом вселенной, всей истории, но по величайшей милости и Владыкой, и Господом нашей жизни. Тем самым, мы не только выказываем доверие к Его промыслу о нас, который не всегда нам понятен, и порой кажется трудным, но, тем не менее, мы учимся доверять нашему Небесному Отцу, Который ведёт нас сквозь все испытания и трудные обстоятельства в вечность. Также мы выражаем готовность жить так, как Он нам заповедует, сделать Его волю, Его слово непреложным законом нашей жизни.

Как отметил владыка, в течение Великого поста мы отдаём себе отчет, что время, проведённое в этот период, не означает простого отказа от определённых видов пищи, ведь это ещё не пост, это только какая-то необходимая подмога, а пост будет заключаться в удалении от зла. Начало молитвы Ефрема Сирина говорит о том, с чего нам необходимо начать, удалиться от праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Праздность - это древнерусское слово, означающее пустое времяпровождение или ничегонеделание, можно вспомнить старую пословицу о том, что праздность - это мать всех пороков. Каждый из нас на своём примере или примере знакомых нам людей может подтвердить, что, действительно, праздность часто склонна развивать какие-то самые неприглядные наклонности нашей природы. Если человек, вместо того, чтобы заполнять своё время каким-то благородным делом, будь то молитва, служебные обязанности, какое-то любимое дело, чтение, помощь ближним, удаляется от всего этого и стремится проводить жизнь в праздности, то очень скоро в нём проявляются следы духовной расстроенности, а потом и разложения.

Уныние - это прямое следствие праздности, казалось бы, ничего плохого в жизни человека не происходит, но именно от того, что он удаляется и от всего хорошего, от всего благородного, полезного в его душе образуется пустота. Уныние же граничит и с депрессией, необъяснимым, тягостным, угнетающим духовным состоянием, когда человека не радует ни его семья, ни работа, ни люди, которые вокруг него, ни бывшее когда-то любимым дело, ничего. С таким состоянием справиться уже очень трудно. Неслучайно уныние считается одной из главных страстей в православной аскетике, потому что она может открыть дорогу самому неожиданному, тяжёлому греху.


--цитата--

«Человек, который внимательно относится к своей духовной жизни, может подтвердить, что празднословие опустошает душу, изменяет до какого-то сложного состояния духовную атмосферу, вредит молитве, мирному устроению и добродетельной жизни»

Епископ Арсений


Любоначалие - это стремление властвовать, стремление быть первым или главным, хотя бы по отношению к какому-то человеку, стремление навязать ему свою волю. И от этого духа властолюбия, любоначалия, мы тоже просим Господа нас освободить. И наконец празднословие. Строгий монашеский пост, так как он предписывается Типиконом, подчас не исполняется в самих монастырях, не то что в жизни простого православного человека, прихожанина. То, что мы считаем постом, это уже очень лёгкая форма, хотя и она для многих неисполнима по состоянию здоровья, духовного развития или иным причинам. Не все могут понести даже установившееся правило воздержание от определенных видов пищи, это факт. Но, по слову владыки, все, безусловно, могут воздерживаться от празднословия, обуздать свой язык, не осуждать, не переносить сплетни, не высказывать обидные, оскорбительные слова, в конце концов просто не говорить ни о чем без смысла, потому что за каждое праздное слово, как предупреждает Спаситель, мы должны дать ответ в день Суда.

Человек, который внимательно относится к своей духовной жизни, может подтвердить, что празднословие опустошает душу, изменяет до какого-то сложного состояния духовную атмосферу, вредит, в конце концов, молитве, мирному устроению и добродетельной жизни, поэтому не будет ошибочным сказать, что христианин должен постоянно быть на страже своего языка и своего сердца, постоянно думать о том, что он говорит и как говорит. Справедливо, что настроение часто отражается на наших словах, но справедливо также обратное, и наши слова, которые мы произносим, и то, как мы их произносим, влияют на наше настроение. Поэтому мы должны стоять на страже нашего языка и сердца, и если мы будем так поступать, не ослабевать в таком устроении, в ревности, то и это время святой Четыредесятницы не пройдёт для нас даром, и мы сможем приобрести какой-то духовный плод, который сделает нас лучше, чище, добрее по отношению к людям и честнее по отношению к Богу, в чём да поможет всем нам Господь!