736

12 ноября 2017 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме новомучеников и исповедников Церкви Русской в деревне Юрьево Парфинского района.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что евангельское чтение на Литургии повествует о том, как Господь исцеляет гадаринского бесноватого. Христос, прибыв в пределы Гадаринские, встретил этого несчастного человека, который даже не имел своего жилища, был отвержен обществом, жил как изгой в пустыне в гробах, т. е. в пещерах, где погребали мёртвых, ведь для соотечественников он не был своим, потому что внушал ужас. Одержимость, как отметил владыка, наверное, самое большое несчастье, которое может случиться с человеком вследствие грехопадения. Начиная с первых согрешивших людей Адама и Евы, род человеческий и весь мир оказался под властью «князя века сего» или мира сего, как он называется в Евангелии. Он не господин, не владыка этого мира, но он узурпировал эту власть, склонив первых людей ко греху, и продолжая на протяжении всех эпох быть тираном для рода человеческого. И вот от власти этого тирана, дьявола, и пришёл спасти нас Господь, Он пришёл, чтобы сокрушить его державу и силу, победить смерть и ад, Господь пришёл для того, чтобы вернуть нам первозданный Рай. С последствиями греха, которые тяготеют в истории над человеческим родом в виде болезней, страданий, смертей, люди сталкивались и сталкиваются ежедневно, но самым сильным проявлением этого первоначального греха, этого добровольного подчинения людей дьяволу является одержимость. Несколько подобных случаев описаны в Евангелии, хотя и сейчас, как две тысячи лет назад, встречаются такие несчастные люди.

Когда Господь Иисус Христос встречает гадаринского бесноватого, то тот обращается к Нему, но не от своего имени, это враг в нём говорит, хорошо знающий, Кто такой Христос: «Что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28). Но Господь запрещает бесу говорить устами бесноватого и тогда, согласно этому евангельскому рассказу, на вопрос Христа, как его имя, бес отвечает: «Имя мне легион, потому что нас много» (Мк. 5:8-9). Легион - это подразделение в римской армии, состоящее из шести тысяч человек, и значит такое множество бесов овладело гадаринским бесноватым. Тогда Господь Своей всемогущей властью, как Владыка неба и земли, приказывает этому легиону оставить человека. Здесь, как подчеркнул владыка, проявляется истинная сущность этой нечистой силы, которая не имеет никакой законной власти в этом мире не только над людьми, но и над другими творениями, пока Господь этого не попустит. Бесы же просят, чтобы Христос не изгонял их в бездну, но позволил войти в пасущееся неподалеку стадо свиней. И только по разрешению Христа они, оставив человека, вошли в свиное стадо, которое сразу обезумело, бросилось с крутизны обрыва в море и погибло.

Примечательна также реакция жителей этой страны, которые, услышав о всем происходящем, пришли, чтобы убедиться на самом ли деле исцелился бесноватый, и, увидев, что все эти обстоятельства правдивы, человек здоров, находится со Христом, а стада больше нет, то вместо того, чтобы возблагодарить Бога, просят Его удалиться из их пределов: настолько их ужаснули эти события, настолько их ужаснула близость Бога. И только один вчерашний бесноватый, тот, кто наводил ужас на всю округу, не хочет оставлять Христа, но получает заповедь: «Возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:39). Он стал одним из первых христиан.

Конечно, этот рассказ повествует не только о событиях давно минувших дней, иначе мы снова и снова не перечитывали бы Евангелие за Литургией и дома, но эти слова открывают нечто и для нас самих, ведь в современном мире также происходят случаи беснования, и мы видим, как Господь Своей всемогущей властью продолжает исцелять и помогать по молитве Церкви этим несчастным. Но какое отношение имеет эта притча к нам и какие уроки мы можем извлечь? Как отметил владыка, авторы духовной литературы, преподобные, которые составляли аскетические творения не только для своих учеников-монахов, но и для христиан последующих поколений, в событиях грехопадения первых людей видели ту драму, которая разыгрывается в сердце каждого человека, они видели, как грех постепенно овладевает человеком. Как змей-искуситель сначала предложил Еве прекрасный плод, так и в наших умах и душах сначала появляется, предлагается нам некая соблазнительная картина, и мы начинаем взвешивать, как нам поступить, принять её или нет.

«Помыслом» на языке аскетики называется плод нашего сознания, который приходит извне, и в этот самый момент очень важно, чтобы человек понял, что этот помысел исходит от врага, дьявола, идущего против Бога. Каждый греховный помысел, как бы он ни был соблазнителен и сладок - это хула на Бога, ложь на Него. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1), - спросил змей, согласно книге Бытия, произнося ложь на Бога. «Нет, - ответила Ева, - плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2). У Евы было «собеседование с помыслом», который предлагал противное воли Божией и назывался у отцов-аскетов началом греха, но в этот момент, как отметил владыка, ещё достаточно легко остановить развитие греха в своём сердце, сравнительно легко, по сравнению с тем, что будет дальше, когда человек всё больше и больше соблазняется этой картинкой, искушением, как Ева, которая видит, что плод сладок, и может быть ничего страшного не случится, если она ослушается повеления Божия, съест его сама и даст мужу своему, ведь, может быть, прав змей: Бог просто завидует им, и, съев плод, они будут сами, как боги…

Вот так происходит склонение ума и сердца на сторону греха и допущение того, что Бог несправедлив к нам, что Он лжёт, давая Заповеди, хотя на самом деле Господь желает нам только добра. Это уже «сосложение» с грехом в уме и сердце человеческом. Об этом хорошо знают не только монахи, но и все христиане, которые читают святоотеческие творения, ведут духовную жизнь и внимательны к тому, как грех развивается в сердце. Когда человек в уме и сердце уже согласен с этой соблазнительной приманкой, то очень легко сделать следующий шаг, совершить грех на деле, и тогда воля уже склоняется перед этим искушением, а ведь мы постоянно просим Господа в молитве: «Не введи нас во искушение». Как подчеркнул владыка Арсений, даже однажды совершённый грех легче не повторять, принеся покаяние, чем, снова и снова падая, давать дьяволу всё большую власть над собой, в конце концов такой грех становится пороком или страстью, которая порабощает человека, и только с Божьей помощью, ибо все возможно Богу, человек может преодолеть ту или иную страсть. Только благодатная помощь свыше может разорвать эти порочные путы, которые связывают человека с грехом. Это сложно, но у каждого есть надежда, что рано или поздно, при условии, что человек сам будет биться со страстью до кровавого пота, Господь Своею благодатью поможет ему разорвать эти оковы, как Он разорвал оковы гадаринского бесноватого.

В этом рассказе, по слову епископа Арсения, есть ещё один смысл, который как притча может быть применим ко всем нам. Владыка отметил, что сегодня мы совершили Божественную литургию в храме новомученников и исповедников Церкви Русской. Эти новомученики являются прославленными святыми Русской земли, пострадавшими после революции 1917 года. В этом году отмечается столетний юбилей этих событий. Кто-то празднует, кто-то скорбит, но поводов для радости, на самом деле, мало, потому что эта революция означала не только катастрофу национального государственного строя, она была сигналом к кровавым гонениям на Церковь. Жертв репрессий было великое множество среди высшего сословия: аристократов, офицеров, купцов, дворян, среднего класса, крестьян и даже тех людей, которые участвовали в революции. Революция не щадила никого. И вот в этом множестве жертв кровавого режима просиял сонм новомученников и исповедников Российских. Кто эти святые? Это пострадавшие за веру священнослужители, монашествующие и миряне, простые люди, единственная «вина» которых была в том, что они были верны Христу и Его Церкви. За это их расстреливали, ссылали, морили голодом, добивали в лагерях на тяжких работах, подвергали зверским пыткам и казням. Как мученики первых времен (мученица Варвара, мученица Екатерина, великомученик Георгий, мученица Анастасия), так и новомученики и исповедники Церкви Русской XX века - это слава Церкви, наши святые ходатаи, наша надежда, что Русская земля и русский народ прекратит это беснование, и как мы видим, это произошло. Вопросы, которыми мы задаемся в столетний юбилей этих страшных событий: Кто мы, современные русские люди, православные христиане? Являемся ли мы исцелёнными Христом, как гадаринский бесноватый, являемся ли мы наследниками в вере и добродетели новомучеников и исповедников Земли русской или же мы снова готовы соблазняться обещаниями, проявлять ностальгию и ставить памятники кровавым палачам? Владыка подчеркнул, что мы должны чтить память наших новомучеников и исповедников и постараться быть достойными этой памяти, быть их наследниками в вере, чтобы им на небесах не было стыдно за нас, сегодняшних православных христиан. И если мы будем питать в отношении Бога и ближних хотя бы капельку той любви, которую имели эти святые, то значит, не только у нашей Церкви, но и у нашего народа, будет надежда на доброе будущее, - закончил владыка своё слово.