850

Вечером 29 октября 2017 года, накануне престольного праздника, епископ Арсений возглавил всенощное бдение в Антониево-Леохновском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что завтра день преставления преподобного Антония Леохновского и сегодня на всенощном бдении, как и каждый раз, когда мы совершаем богослужения в честь преподобных, мы слышали слова Христа из Евангелия от Матфея: «Вся Мне предана суть Отцем Моим: и никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти» (Мф. 11:27). В этих словах Господь, прежде всего, исповедует Своё Божество, равночестие, единосущее с Отцом, и что ещё очень важно, «ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти», т. е. кому Сам Христос дает знание о Своем Небесном Отце, тот и имеет это знание, тот и имеет доступ к Отцу. И как бы мы с вами, православные христиане, не относились ко всем другим религиозным традициям, но вопрос об истинности той или иной веры разрешён Самим Христом этими словами, что мы имеем доступ к Отцу только через Него. И также в Евангелии от Иоанна Он говорит, что «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), поэтому все наши молитвы, обращённые к Богу, обращены к тому лику, который начиная с Рождества, Боговоплощения, имеет Господь, а это человеческий лик Христа Спасителя, Он - Слово Божие, и Он принимает все наши молитвы, Он есть путь к Отцу, об этом и говорит сегодняшнее Евангелие, а также о том, как следует совершать этот путь.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Мы готовы сказать о себе, что мы труждающиеся и обремененные, и что Господь нас призывает к себе. Это так. Но именно данное место говорит немного о другом. Труждающимися и обремененными, по слову владыки, во времена Христа называли себя книжники и фарисеи, а также все правоверные иудеи, которые в основание своей духовной жизни полагали исполнения Закона Моисеева. Мы знаем, что Ветхий Завет, особенно Пятикнижее, состоит из многих и многих заповедей, не только заповедей Декалога, но и множества других предписаний. Из толкований к этим предписаниям появилась иудейская традиция, развившая еще большее количество заповедей, которые потом были собраны в Талмуд. И суть фарисейского благочестия, которое так бичует Христос Своими словами: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры» (Лк. 11:44), в том, что они утверждают, что исполняют все заповеди, и это якобы делает их праведными. Но вспомним слова апостола Павла из сегодняшнего чтения на Литургии, который говорит: «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Сколько бы человек не исполнял заповеди, а имелось в виду множество предписаний обрядового характера, таких как разделение пищи на чистую и нечистую, хранение субботы, обрезание, жертвы, часы молитв и т. д. По слову владыки, в посланиях апостола Павла говорится, что не эти внешние обряды оправдывают человека, его оправдывает вера во Христа, и это является главной темой в посланиях апостола. В этом он вступил в противоречие не только с иудеями, но и со многими христианами из иудеев Иерусалимской Церкви, которые продолжали соблюдать все ветхозаветные постановления, в силу вот этой народной духовной традиции. Для апостола Павла же этот вопрос был принципиален: если вся эта традиция имеет такую большую ценность, если она нас спасает, то для чего нам нужен Христос? Неужели он был распят напрасно? Но, оказывается, не Закон спасает человека, а Христос! Человек не заслуживает своё спасение исполнением предписаний, спасение совершается Богом, подчеркнул владыка, оно даровано всем людям, и мы только можем воспринять этот дар. Также каждый честный человек должен был понять, что он не может исполнить все заповеди, потому что, как говорит апостол Иаков, «кто соблюдает весь закон и согрешит в чём-нибудь одном, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10), а фарисеи говорили о себе, что они праведные, что они все исполняют, но ни один человек не может все исполнить. 

Владыка также отметил, что у апостола Павла есть ещё одна важная мысль о том, что Закон Ветхого Завета имел временное значение до пришествия благодати, до пришествия Христа. Закон был детоводителем ко Христу, приуготовляя народ к пришествию Спасителя, он имел временную функцию, но те, кто его абсолютизировал и ставил во главу духовной жизни, не поняли смысла христианства, не поняли, зачем пришел Спаситель. Закон и заповеди, в приложении к нашей жизни, раскрывают нам глаза на нашу греховность, ни один человек ни тогда, ни сейчас не скажет, что он исполнил все заповеди, и потому он свят. Закон должен был помочь человеку осознать своё падшее состояние со времен Адама, раскрыть глаза на эту беду и возгревать тоску по Спасителю, чаяние спасения от Бога, а не через исполнение этих обрядовых предписаний, вот в этом и было его временное значение, в этом смысле он был детоводителем ко Христу. Закон, как подчеркнул владыка, не спасает, он приносит приговор, он не может любить человека, ведь это абстрактные повеления, любит же человека Господь, Тот, Кто когда-то дал Закон в помощь, и Тот, Кто уже в Новом Завете говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Любовь превыше Закона, любовь - это новый Божественный закон, дарованный нам, в котором нет фарисейской праведности, в котором мы не можем гордиться или величаться исполнением каких-то заповедей, мы не сами себя спасаем, спасает нас Господь благодатью Христовой, и поэтому Он и говорит, что придите ко Мне труждающиеся и обремененные, сбросьте это иго Закона, не спасающее, а осуждающее и возьмите иго Мое на себя, т. е. Самого Меня, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Спаситель мог так сказать только потому, что Он есть Тот, Кто когда-то даровал этот Закон на Синае, только потому, что Он явился, для того чтобы даровать нечто большее, «прейде сень законная, благодати пришедши», как мы поем в догматике, прошло то время, когда мы были под сенью, т. е. под тенью Закона, наступило Царство благодати, и наше спасение совершается Самим Христом, по Его любви. Мы же призваны воспринять этот дар, воспринять Его Самого в свою жизнь, в свое сердце для того, чтобы это восприятие дало многие плоды. Дела милосердия и сострадание - это принятие Христа в свое сердце и следование за Ним крестным путем. Это путь преподобных, потому и читается это Евангелие сегодня, и всех святых, подвижников, верных учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа. И да поможет нам Господь безукоризненно, свято и непорочно совершать это наше шествие, - закончил владыка своё слово.