802

9 октября 2017 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме Иоанна Богослова в деревне Нагово Старорусского района. 

По окончании Литургии был совершён молебен перед иконой святого апостола. По окончании богослужения владыка Арсений обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором отметил, что апостол Иоанн, сын рыбака Зеведея, как и его брат Иаков до своего призвания к апостольству был ловцом рыбы. Евангелие, которое читалось за воскресной Литургией, как раз описывает этот момент призвания апостолов. После проповеди Христа в лодке Петра и чуда с невероятным уловом рыбы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, оставив все, последовали за Иисусом, ибо Он сказал им, что сделает их «ловцами человеков». Для них данное событие стало поворотным моментом в жизни. Это было еще начало земного служения Христа, и будущие ученики Иисуса не знали, что ждёт их на этом пути. Апостол и евангелист Иоанн Богослов не представлял, чем закончится земной путь Учителя, и как он сам закончит свою жизнь. Однако они пошли за Христом из любви к Нему, узнав в этом проповеднике Сына Божьего.

Владыка подчеркнул, что среди апостолов Иоанн всегда занимал особое место: он был всегда в числе ближайших учеников Христа, являлся зрителем того, что было сокрыто от других, свидетелем бесед, которые были предназначены только для узкого круга людей. Вместе с Петром, Иаковом и Андреем апостол Иоанн был свидетелем воскрешения дочери Иаира, слышал пророчество Христа о конце мира. Пётр, Иаков и Иоанн являлись свидетелями Преображения Господня на горе Фавор, которое было, согласно евангельской истории, незадолго до крестных страданий Спасителя. Эти же апостолы были свидетелями молитвы Христа в Гефсиманском саду, а впоследствии только он один стоял у Креста вместе с Марией, Матерью Иисуса, и ему же, ученику, которого любил Иисус, Он поручил Свою Пречистую Матерь.

В книге Деяний мы снова видим Иоанна как одного из важнейших апостолов. Он вместе с Петром проповедует в Синедрионе, претерпевает заключение и побои за имя Христово. Апостол Павел вспоминал: после того, как он из фарисея, гонителя христиан, стал одним из апостолов, то именно Пётр, Иаков и Иоанн, которых он называл столпами Иерусалимской Церкви, поддержали его. Дальнейшее церковное предание, уже не нашедшее отражения в священных книгах Нового Завета, говорит о том, что Иоанн Богослов проповедовал в Малой Азии и намного лет пережил всех остальных апостолов. Ему было суждено прожить долгую жизнь, тогда, как его брат Иаков, как мы знаем из книги Деяний, стал первым из апостолов, кто пострадал за Христа: он умер от меча царя Ирода. Апостол Иоанн же скончался в глубокой старости в самом начале II века, до этого на протяжении, может быть, десятилетий, руководя церковной жизнью Малой Азии, основывая там общины, назначая предстоятелей и являясь последним свидетелем земной жизни Господа Иисуса Христа. Незадолго до своей кончины он по Божественному вдохновению написал, помимо своих посланий, сначала Апокалипсис или Откровение, будучи в ссылке на острове Патмос, а потом уже в Эфесе, Малой Азии, и четвертое Евангелие.

Владыка также отметил, что сейчас уже невозможно представить канон Священных Книг без писаний Иоанна Богослова. В его Евангелии и посланиях красной нитью проходит одна важнейшая мысль христианства о том, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16), и мы все должны возлюбить Бога и ближнего своего, как самого себя. Именно в его Евангелии мы читаем слова Христа накануне Его страстей, когда Он в прощальной беседе с учениками сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Эта истина является сердцевиной всего христианства, и апостол Иоанн Богослов, названный ещё апостолом любви, на протяжении всей своей земной жизни проповедовал её. По слову владыки Арсения, Евангелие, три послания и Откровение Иоанна Богослова являются не только Словом Божиим, но и наставлением самого апостола современникам-христианам. Через свои писания апостол обращается и к нам с вами, православным христианам XXI века, с любовью чтущих его память.

Владыка призвал верующих вспомнить некоторые важнейшие наставления апостола и сложить их в своем сердце как некое завещание нашего общего духовного отца: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга <...> И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем <...> В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:7-11, 16, 18-21).