756

12 сентября 2017 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме святого благоверного князя Александра Невского в Григорово. По окончании Литургии был совершён молебен перед иконой святого и крестный ход. 

По окончании богослужения владыка Арсений обратился с архипастырским словом к верующим. Он отметил, что это сентябрьское празднование памяти князя Александра (по старому стилю 30 августа) было установлено в петровские времена, когда после изнурительной войны со шведами император подписал Ништадтский мир 30 августа 1721 года. По его распоряжению мощи святого благоверного князя Александра Невского из Владимира были сначала переправлены в Шлиссельбург, а в 1724 года доставлены в Северную столицу, где и по сей день пребывают в Александро-Невской Лавре.

Владыка также отметил, что в евангельском чтении на Литургии мы слышали рассказ о том, как Христос исцелил кровоточивую женщину. На протяжении 12 лет у неё была тяжелая и изнурительная болезнь, которая отнимала у женщины не только физические, но и моральные силы. Евангелист Марк отметил, что она немало потратилась на разных врачей, но они не помогли ей, а только привели ее в худшее состояние. Можно представить, на каком уровне была медицина две тысячи лет назад. Но помимо врачебных способов исцеления от этой болезни, в древней литературе, например, приводились следующие указания для лечения: носить при себе страусиное яйцо или ячменное зерно. Может быть, врачи использовали более действенные лекарственные средства, но видно, что этой женщине совсем ничего не помогало, и эта страдалица пришла ко Христу как к своей последней надежде. Моральные же силы, как подчеркнул владыка, эта болезнь отнимала потому, что эта женщина, с точки зрения Закона Моисеева, считалась еще и нечистой и не должна была появляться ни на богослужебном собрании, ни там, где учил Христос, ни даже просто в обществе людей или своих подруг.

С точки зрения ветхозаветного закона, она стала изгоем, но, тем не менее, собрав остатки своей надежды и веры в Бога, она, никому ничего не сказав, пришла ко Христу. Насколько же большой верой нужно обладать, чтобы, сказать себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (Мк. 5:28)? И Господь по ее вере дает женщине исцеление. Христос, конечно, понимал, что произошло, это не могло укрыться от Него, но решил, что эта женщина должна стать назиданием для всех, кто в этот момент был с Ним, а впоследствии и для всех нас. Христос спросил апостолов: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мк. 5:30). Ученики ответили с точки зрения здравого смысла, что Он в толпе и Его со всех сторон теснят люди. Для учеников Христовых стало настолько привычным, что Господь исцелял людей и никому не отказывал, что они даже не задумывались о том, чего это стоило Христу, а евангелист прямо говорит, что в момент прикосновения кровоточивой женщины Спаситель почувствовал, как из Него начала исходить исцеляющая сила.


--цитата--

«Мы настолько привыкли к тем великим благодеяниям, которыми обладаем, что перестали их замечать и делаем сами себя несчастными, проникаемся жалостью к себе или ропщем на Бога, забывая о том, что мы имеем»

Епископ Арсений


Владыка отметил, что эта история является уроком для всех нас. Ученики по-своему восхищались Господом, любили Его, и, наверное, привыкли к тому, что Он, как великий чудотворец, никого не изгонял вон, всех исцелял. Исцелил Он и эту кровоточивую женщину, которая потом открыто при всех исповедовала, зачем она здесь и как произошло ее исцеление. Так и мы, подобно апостолам, привыкаем к чудесам Божиим. Мы настолько привыкли к тем великим благодеяниям, которыми обладаем, что перестали их замечать и делаем сами себя несчастными, проникаемся жалостью к себе или ропщем на Бога, забывая о том, что мы имеем. Часто, не задумываясь, мы обращаемся к Нему с разными просьбами, легко получаем просимое и тут же забываем об этом, а затем обращаемся к Нему снова и снова с очередными просшениями: Дай! Дай! Дай мне это или то! И забываем о том, что, может быть, не только мы нуждаемся в Его помощи, но и Он нуждается в нас, как Христос нуждался в человеческом участии, поддержке учеников и Своих друзей. Ведь Он даже во время Гефсиманской молитвы оставил рядом с Собой трех ближайших учеников! По слову владыки, Господь и сейчас нуждается в нас, ради этого Он и создал Церковь Свою, чтобы она продолжала в мире Его дело, чтобы мы были не просто ее пассивными членами, а активными соработниками Христа в этом мире, Его живым присутствием, Его руками, которыми творится Его милостивая и милующая любовь ко всем людям и всему творению.

Владыка также отметил, что вспоминая память великого благоверного князя Александра Невского, можно представить, что для своей эпохи, а жил он, как мы помним, в XIII веке, это был не только самый великий русский князь, но и великий русский святой. И можно представить, что эта женщина из сегодняшнего евангельского рассказа - это Русская земля того времени, обескровленная опустошительными набегами Орды, земля, которая из последних сил, собрав остатки надежды и веры, обращается к Богу с мольбой о помиловании. И Господь услышал землю Русскую и воздвиг ей именно такого светильника, такого благоверного князя, в тоже самое время и великого святого Русской Церкви, который сумел предотвратить новые опустошительные, обескровливающие Русскую землю завоевания. Его мудрая и дальновидная политика смогла создать такие условия, в которых русские люди почувствовали себя не собранием раздробленных княжеств, воюющих друг с другом, а именно одним народом. Благодаря делу Александра Невского, смог явиться такой светильник, как преподобный Сергий Радонежский, объединивший русский народ, и смогло случиться такое явление, как Куликовская битва, положившая начало освобождения Русской земли. «Памятуя об этом и воссылая молитвенные песнопения благоверному князю, будем просить, чтобы он не оставил каждого из нас в своих молитвах, чтобы мы по его предстательству стали подлинными православными христианами, чадами Церкви нашей и Отечества нашего. Господь да не перестанет миловать наше земное Отечество по молитвам благоверного князя Александра Невского и всех святых в земле Русской просиявших», - закончил владыка своё слово.

После богослужения в здании воскресной школы храма Александра Невского силами театральной студии воскресной школы прихода состоялся спектакль о святых благоверных князьях Петре и Февронии. Также для гостей праздника с концертной программой выступил хор храма Александра Невского под руководством регента Веры Монастырской.