779

Вечером 15 июля 2017 года накануне Недели 6-й по Пятидесятнице и дня памяти святителя Филиппа митрополита Московского епископ Юрьевский Арсений совершил всенощное бдение в Иверском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди. Он отметил, что о священномученике Филиппе мы знаем, что это был святитель, живший во время Иоанна Грозного, и в отличии от многих архипастырей, пастырей и прочих христиан, в нем словно проснулся дух древних пророков, потому что он стал провозвестником и проповедником покаяния, он обличал мир и царя в неправде и грехе. В самый разгул опричного террора, когда лилась кровь многих невинных, святитель Филипп нашел в себе силы обличить грозного царя, и его слово, провозвестие Божией правды стоило ему, в конце концов, и кафедры московской и жизни. Он сначала после осуждения и удаления с кафедры, был заточен в Отрочий Тверской монастырь, где и скончался в заточении в 1569 г. Позднее его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он был игуменом до избрания на митрополичью кафедру Москвы. В середине же XVII века, по указанию царя Алексея Михайловича и с благословения патриарха Иосифа, его честные мощи было решено вернуть в Москву, а главным вдохновителем этого перенесения был святейший патриарх Никон, в то время еще митрополит Новгородский, устроитель Иверского монастыря. У него возникла идея вернуть в Москву мощи мучеников святителей Филиппа, Гермогена и патриарха Иова, и надо сказать, что в случае с мощами митрополита Филиппа, митрополита Никона вдохновляла история с мощами святителя Иоанна Златоуста. Филипп митрополит Московский, как подчеркнул владыка, пошел тем же путем, которым шли не только пророки Ветхого Завета и Иоанн Креститель, но и как святитель Иоанн, обличавший мир в грехе, возвещавший Божию правду и призывающий к покаянию. И святитель Иоанн тогда в начале V века был несправедливо лишен кафедры, осужден собором церковных иерархов, среди которых, в основном, были его враги, и по решению императорской власти Византии, выслан из Константинополя. Скончался он в ссылке, но народ помнил и хранил память об этом праведнике, несправедливо удаленном с патриаршего престола Константинополя и отказывался посещать те церкви, где не поминалось имя Иоанна как законного патриарха. В конце концов, при сыне Аркадии и Евдоксии, в царствование которых совершались эти события, при императоре Феодосии II было решено вернуть мощи святителя Иоанна в столицу, и сам император Феодосий просил перед честными останками Златоуста прощения за грех своих родителей. 

И вот, как отметил владыка, словно повторяется эта история уже в XVII веке, потому что в 1652 году мощи святителя Филиппа возвращаются из Соловецкого монастыря в Москву, торжественно встречаются, а царь Алексей Михайлович просит прощение перед мощами святителя Филиппа за грех своего прадеда Иоанна IV. И в продолжении десяти дней рака с честными мощами стояла в центре Успенского собора, и каждый день звонили колокола московского Кремля, как в дни пасхальной недели. По слову владыки Арсения, прославляя память таких подвижников, как священномученик Филипп митрополит Московский, Церковь снова напоминает каждому из нас, и в целом самой себе, о нашем и ее, Церкви призвании в этом мире. Все желающие жить благочестиво о Христе Иисусе будут гонимы, говорил еще апостол Павел, а Сам Христос предупреждал, что «раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). И в истории Церкви и в житиях многих святых, таких о которых мы вспомнили, показано, что путь настоящего христианского жития – это крестный путь вслед за Спасителем, на котором истинного ученика Христова, истинного подвижника ожидают не лавры и цветы, а поношение, поругание, и часто мученическая смерть. Но в то же самое время, именно образ святого Иоанна Златоуста, образ святителя Филиппа снова и снова призывает и напоминает нам, и особенно пастырям, о пророческом предназначении Церкви. Ведь христианин в своей личной жизни, и Церковь в целом, не должна мириться со злом, не должна идти ни на какие компромиссы с беззаконием, но обличать грех, запрещать, увещевать, несмотря на чины и ранги. И память многих святых, особенно новомучеников Церкви Русской, которых мы тоже особенным образом прославляем, должна нас укрепить, наставить и вдохновить хотя бы частично, хотя бы немного приобщиться к их подвигу, к их подлинной любви к Богу, к Церкви и к правде Божией. Владыка пожелал, чтобы по молитвам святителя Филиппа мы все обрели такую внутреннюю крепость, твердость, последовательность поступать всегда и везде не так как легко, не так как от нас ждут другие, а как заповедует нам Христос.