987

14 мая 2017 года в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в день престольного праздника епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» деревни Любница.

После чтения Евангелия владыка обратился со словом к прихожанам. Он отметил, что наименование этого воскресения «о самаряныне» следует из евангельского отрывка, который повествует о беседе Христа с самарянкой. По своей силе и выразительности – это одно из самых значимых и сильных мест Евангелия от Иоанна. Христос произносит возвышенную проповедь, Он открывает простой женщине, которая оказалась способной вместить Его слово, те истины, которые Он даже не всегда открывал и апостолам, или Своим совопросникам книжникам и фарисеям - богословам того времени. Именно вот эта проповедь Христа стоит в центре этого евангельского отрывка. Чтобы немного понять ситуацию и необычность этих обстоятельств, надо вспомнить, что самаряне с иудеями не общались, а Спаситель, по рождению, все-таки принадлежал к иудеям. Самаряне же были соседним народом. Некогда единое царство  Израильское во времена Давида и Соломона, после смерти царя Соломона разделилось на царство Иудейское и царство Израильское, на два самостоятельных царства со своими царями. И вот Израильское царство включало в себя 10 колен, тогда как два колена:  Иуды и Вениамина составляли Иудейское царство. Израильское царство пало в VIII веке до Рождества Христова при нашествии ассирийцев. Тогда 10 колен рассеялись и ушли с исторической арены. Некоторые потомки этих 10 колен Израильских остались, но смешались с языческими переселенцами: с сирийцами, финикийцами и прочими, которые поселялись на этой территории. Таким образом, образовался самарянский народ, который сохранил веру в Единого Бога, сохранил 5 книг из Священного Писания - Тору: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, однако, другие книги пророческие и учительные ими не признавались. И, вместе с тем, самаряне впитали в себя множество языческих обычаев. Правоверным иудеям самаряне казались страшными еретиками, и общение с ними было возбранено.

И вот, женщина самарянка (так как события происходят в Самарии во время земной жизни Иисуса Христа), увидев Спасителя, сидящего у колодца и вопрошающего ее: «Дай мне пить», уже удивилась самому факту, что здесь находиться иудей, по виду учитель израильский, и просит у самарянки пить. По слову владыки, между иудеями и самарянами не было никакого общения, была вражда, уходящая в глубь веков. К самарянам иудеи относились хуже даже, чем к язычникам, и самаряне платили взаимностью. И вот Христос говорит самарянке: «Дай Мне пить» (Ин. 4:7), сам этот вопрос вызывает у нее состояние шока: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9). Христос - Воплотившийся Бог, восприняв человеческую природу, воспринял вместе с тем и все немощи нашей с вами природы: способность уставать, жаждать, испытывать голод, и в этот момент Он, как усталый путник, просит напиться, потому что, вероятно, испытывает сильную жажду под палящими лучами палестинского солнца. Но, словно забыв о своей жажде, Он тут же начинает, по Своему обычаю, проповедовать: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Этим Он, как бы продолжает Свою проповедь в Иерусалиме, которая звучала на праздник Кущей, об этом же повествует и Евангелие, и тропарь праздника Преполовения: «Кто жаждет, тот да грядет ко Мне и да пиет, Я дам ему воду жизни даром»! А по слову евангелиста Иоанна, «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:39), т. е. вода жизни, о которой Он говорил – это Дар Духа Святого, который мы получили в Церкви, в таинстве Крещения, и который снова получаем и обновляем в Таинствах Церкви, в молитве, в богообщении, как подчеркнул владыка. Вот об этом пророчествует Христос. И вот сейчас одной из первых об этом слышит самарянка, но она, не восприняв возвышенный смысл, сначала думает, что речь идет просто о какой-то волшебной воде. Обывательское сознание сразу сработало таким образом: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 11, 13-14). На что самарянка и обращается с такой по-человечески понятной просьбой: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15).

В этот момент Спаситель, вместо того, чтобы продолжать истолковывать Свое возвышенное учение о воде, которая символизирует Духа Святого, демонстрирует Свою способность видеть сердце человеческое, ради спасения этого  человека. Он говорит самарянке: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16), зная всю ее печальную историю, что у нее нет никакого мужа, что было 5 неудачных браков, и тот, с кем она сейчас живет, не муж ее, а сожитель. Христос пытается узнать, а понимает ли сама эта женщина, пусть и несчастная, падшая, всю неправду такой жизни, удаленность от Бога, греховность такого существования? И выясняется, что она понимает, и после того, как она увидела в нем Сердцеведца, она делает следующий шаг. Она уже не думает о себе, не думает о воде, ни о простой, ни о волшебной, а тут же задается духовными вопросами: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4: 19-20). Казалось бы, как по-детски звучит этот вопрос, ведь Христос – Бог явившийся в мире, чтобы объять весь мир и каждого человека, к Которому мы можем обращаться вне зависимости от места или страны, и Он слышит нас везде. Однако, Он отвечает на ее вопрос о том, где правильное место для поклонения: в Иерусалиме или у самарян на горе Гаризим. Христос подчеркивает, что изначально полнота истинной веры сохранилась все-таки у иудеев, в отличие от других народов, в этом и заключалось их предназначение - сохранить истинную веру в мире до пришествия Спасителя. Поэтому Он говорит, что «спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:22-24). Как подчеркнул владыка, это, пожалуй, самое важное и центральное место этого Евангелия. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Что такое дух и истина? Как поняла женщина эти слова? Какой вкладывал в них смысл Христос? На протяжении столетий богословы пытались понять и объяснить это, и до сих пор мы, наверное, плохо понимаем, что значит поклоняться Богу в духе и истине. Дальше, согласно Евангелию, появляются ученики, которые отлучались в город купить пищи. Они с удивлением видят Христа, Который беседует с самарянской женщиной, и предлагают  Ему вкусить, а Он в этот момент, как бы забыв о Своем голоде и жажде, продолжает Свою проповедь: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34).

Другим важным моментом, о котором повествует это воскресное Евангелие, является то, что жители этого самарянского города Сихем приняли Христа, сначала со слов женщины, которая побежала и рассказала о Нем, и о том, что Он ей сказал в ответ ее на вопрос: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26). Заметим, что такого ясного и прямого свидетельства удостаивался не каждый, не всегда апостолы слышали такие прямые слова, такое свидетельство Христа о Себе. И эта женщина бежит в свой город, рассказывает жителям, говоря, что, пришел, похоже Христос, и они устремляются для того, чтобы самим увидеть и услышать Его. И самое удивительное в этом сего то, что Христа принял весь город. Они просили у Него пробыть у них несколько дней, т. е. приняли Его, как своего. Такого больше нигде не говориться - ни про Назарет, ни про Вифанию, ни, тем более, про Иерусалим - ни про один город, в котором проповедовал Христос, не сказано, что все жители уверовали в Него, как вот этот самарянский город.

В этом, как отметил владыка, конечно, большой урок и для нас с вами. Прежде всего, мы можем, как иудеи считать других людей страшными еретиками, далекими от Бога, но мы не знаем на самом деле, на сколько они могут быть близки к Нему, и насколько мы можем быть далеки от Него в своем фарисейском самомнении, в своей мнимой праведности, или только лишь во внешней церковности. И самая главная весть из этого Евангелия говорит нам именно о поклонении Богу в духе и истине. Сам Христос пресек эти разговоры, где правильнее поклоняться в Иерусалиме или на горе Гаризим? Кто правильнее верит  - иудеи или самаряне? Кого Бог больше любит, кому Он больше себя открывает? Бог любит каждого человека и открывает Себя всем, и прежде всего  тем, кто открывает Ему свое сердце. И поклоняться Отцу в духе и истине, наверно, означает, что если мы будем иметь ввиду самое главное в учении Христовом: «Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27), то это и будет поклонением в духе и истине.

 История Православной Церкви, например, знает много расколов и разделений. В частности, в истории нашего Отечества был один серьезный раскол в XVII веке, когда отделились старообрядцы, которые считают нас, "никониан", страшными еретиками, и не хотят с нами сообщаться. И до сих пор ведутся споры, как правильно креститься, как правильно совершать крестный ход, как правильно писать имя "Иисус" и т. д.. Вот эти  споры они, как раз таки разделяют нас не только друг с другом, но и с Богом. Споры эти не свидетельствуют о том, что ведущие их поклоняются  Отцу в духе и истине. Поклонение же в духе и истине означает всегдашнее памятование о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16), а значит, и мы в своей жизни должны поступать всегда по любви - и к Богу и ко всем людям: к ближним и к дальним, к друзьям и ко врагам, к любящим нас и к ненавидящим. Если мы не можем оказывать благодеяния нуждающимся людям, то можем, по крайней мере, молиться за них или поддерживать добрым словом, добрым примером. Вот это и будет означать начало нашего поклонения Богу в духе и истине, которого ожидает от всех нас Христос, и мы молимся, чтобы Он, возвестивший о явлении Духа, не отнял от нас Духа Своего Святого, а наставлял бы нас всегда Им на всякую истину, праведность и всякую любовь к нашим ближним, - закончил владыка свое слово.  

 По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг храма и славление с молитвой перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Богослужение сопровождалось пением хора студентов Новгородского Духовного училища под управлением регента диакона Антония Лаптева.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15