939

25 марта 2017 года митрополит Лев и архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр совершили Божественную литургию в Антониево-Леохновском монастыре. После Литургии была соверешена заупокойная лития.

Архиереям сослужили наместник Антониево-Леохновской пустыни архимандрит Митрофан (Письменский), насельник обители игумен Арсений (Гавура), иеромонах Алексий (Федорчук), клирик Софийского собора иерей Николай Полозов, а также клирик Бакинской епархии протоиерей Антоний Долинин. Богослужение сопровождалось пением мужского хора Новгородского Духовного училища под управлением регента Андрея Каурова. 

После Литургии архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр поблагодарил митрополита Льва за возможность посетить Антониево-Леохновскую пустынь, в которой подвизался великий святой и чудотворец Антоний Леохновский. Архиепископ Александр пожелал все собравшимся, чтобы по молитвам преподобного Антония Господь помог бы возродить монашескую жизнь в обители, как это было при святом Антонии. Также владыка пожелал всем монашествующим сил и помощи Божьей для преодоления трудностей и искушений, которые возникают на их нелегком пути.

Когда святой Антоний подвизался в Рублевской пустыни, он постоянно молился Всемилостивейшему Богу, чтобы сподобил его получить иноческий образ, ибо хотя он и пребывал вдали от людей, но был еще мирянином. Молитва его не осталась не услышанной. Однажды, в праздник Вознесения Господня, явился ему ангел Господень и сказал: «Антоний! иди на место, называемое Леохна, на три поприща отсюда». Беспрекословно повинуясь воле Божией, немедленно оставил он свое уединение и отправился на указанное место. Придя в Леохново, он нашел здесь священноинока Тарасия, который и постриг его в монашество. Проходя трудный путь иноческой жизни, они построили храм, с благолепием украсили его иконами, снабдили книгами и всем необходимым. Когда церковь была готова, они отправили посла к новгородскому архиепископу просить, чтобы он дозволил им освятить построенный храм и прислал им антиминс. Храм был освящен 6 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это было не позднее 1556 года.

С течением времени к Леохновским подвижникам мало-помалу начали собираться ревнители подвижнической жизни. Многие из приходящих, подобно самому Антонию, были благородного происхождения, оставляли родителей и родственников и, ревнуя о спасении, селились в обители преподобного. Таким образом возник Леохновский монастырь и место, прежде бывшее пустынным, наполнилось строгими подвижниками. Преподобный Антоний, будучи настоятелем, служил для братии образцом строгого подвижничества. Сам он исполнял все черные монастырские работы, иногда сам пек хлеб для братии и готовил кушанье. Проводя день в непрестанных трудах, он часто всю ночь проводил без сна в молитве и изнурял плоть свою строгим постом. Хотя и не имел он высокого книжного образования, но здравый ум и душевная доброта восполняли недостаток учености. Как и соименный ему отец иноков Антоний Великий, он говорил своим ученикам: «Не требует иных душа человеческая, как только здравого ума».  

Сам он во всем был последователем древних великих отцов иночества. Непрестанно внушая своим ученикам удаляться от страстей и мирских соблазнов, соблюдать все заповеди Христовы и свято проводить иноческую жизнь, он указывал им на жизнь древних святых отцов-пустынников. Часто напоминал им слова Исидора Пелусиота: «Для чего мы называем отцами прежде нас бывших черноризцев, если сами не хотим, как истинные сыны их, последовать их отеческим нравам и украшаться их обычаями? Не могут нам быть отцами те, нравам которых не подражаем. Поревнуем, братия, житию отцов наших, которые, окрылившись любовию к Богу, возлетели от видимого превыше всего земного, чтобы вкусить сладости небесной; бездомовные, безъименные, в пустынях и разселинах земных, они покорили плоть свою духу и уже на земле явили себя не человеками, но ангелами; поревнуем им, чтобы вместе с ними прославиться на небесах». Братия с радостию принимала наставления своего учителя и подражала ему во всем. В церкви соблюдалось строгое благочиние, все стояли, не разговаривая между собою, но с великим вниманием слушая чтение и пение церковное, поучаясь в заповедях Господних. Вне храма братия, подражая своему учителю, трудилась, исполняя различные работы и предпринимая подвиги для спасения души.