712

15 января 2017 года, в Неделю перед Богоявлением, епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с проповедью. 

Владыка отметил, что первоначально праздник Богоявления был установлен Церковью как единый праздник. В этот день вспоминалось и Рождество Христово, и поклонение волхвов, и выход на проповедь Спасителя, и первое чудо в Канне Галлилейской, и крещение от Иоанна на Иордане. Этот праздник был очень богат смыслами, но главное в нем, как тогда, так и сейчас, было одно – явление Бога в мир, чтобы спасти человека и дать нам жизнь вечную.

Владыка добавил, что евангельское чтение дня на литургии начинается просто и величественно – «Начало Евангелия Иисуса Христа» (Мк. 1:1). «Из первых слов видно, что сам апостол Марк назвал свое Евангелие именно «Евангелием Иисуса Христа». А надписания по авторству появились в Церкви гораздо позднее». И это Евангелие начинается с проповеди Крестителя на Иордане, того, кто назван «гласом вопиющего в пустыне» (см. Ис. 40:3), который должен приготовить путь Господу, того, кто провозглашает начало эры Нового Завета. Иоанн Предтеча почитается в Церкви, по слову Христа, превыше всех рожденных женами (Мф. 11:11) и после Богородицы возглавляет лик всех святых. И жизнь его являет нам, скорее, образ праведности уже новозаветной. И, наверное, Предтече нелегко было идти этим путем – быть гласом Божиим. Но он всецело вручил себя это великой миссии, которую на него возложил Господь – быть провозвестником. Владыка подчеркнул, что «нам, живущим в новозаветную эпоху, имеющим радость составлять народ Божий, знающим, что такое благодать и Таинства, и то непросто вести подлинно христианскую жизнь. Каково же было праведникам Ветхого Завета, Предтече, святым праотцам и отцам, вспоминаемым в соответствующие недели перед Рождеством Христовым,  и Самой Матери Божией? Мы, вспоминая каждый раз этих святых, должны пытаться представить их жизнь, жизнь реальных людей, живших подчас в тяжелых условиях, но нашедших в себе силы ответить на любовь Божию и стать теми, кем и мы призываемся стать – святыми, народом святых. В этом заключается призвание каждого из нас».

И в свете грядущего Богоявления и в нашей жизни должен явиться Господь через дела милосердия для тех людей, которые пребывают в отчаянии, в скорби, вдали от веры, окружены проблемами и лишены надежды, которая есть у нас. Наша помощь и поддержка должна явиться Богоявлением для таких людей. Владыка отметил, что «наша вера не должна быть только добрым словом, но и делом, не только умозрением, но живым участием в жизни других людей, чтобы Богоявление стало, воистину, радостной реальностью для нас и для окружающих».

Владыка также отметил, что пример преподобного Серафима Саровского, память которого сегодня совершается, вдохновляет нас на подвиг. Его имя ассоциируется для нас, прежде всего, с теплой молитвой к Богу и пламенной любовью к ближним, и само имя «Серафим» означает «пламенеющий». И он был человеком, пламеневшим без остатка любовью к Богу и ближним, у которого не было никакой укоризны, осуждения или другого греха против ближних. «И пусть его жизнь, его великая вера, надежда и любовь послужат для нас примером. Пусть всегда укрепляет нас радостью и вдохновением его приветствие, с которым он обращался каждый день ко всем приходящим, не взирая на чины и ранги, на близость или дистанцию по отношению к Церкви, живое и вечное – “Радость моя, Христос воскресе”», – закончил владыка свое слово.