922

1 января 2017 года епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью. 

Владыка отметил, что сегодняшний евангельский отрывок начинается с родословной Иисуса Христа, с перечня имен людей, о некоторых из которых даже мало что можно сказать. Но Церковь поставила это чтение в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, которое называется Неделей святых отец, чтобы донести до нас ту спасительную весть, что Бог воистину вошел в ткань истории, вошел в человеческую жизнь. Родословная Христа показывает, что Бог реально, а не призрачно, стал человеком, что у Него были предки, что Он стал одним из нас.

Владыка также отметил, что в преддверии Рождества Христова мы встречаем новый год по григорианскому календарю, и поэтому сегодня на литургии были вставлены прошения из молебного пения на новый год, которые носят, по существу, благодарственный характер. «Мы благодарим Бога за прошлый год, за каждый прожитый день жизни, и испрашиваем благословение на предстоящий год. И мы должны учиться благодарить Бога, потому что, вспоминая прожитое время, мы видим, что в жизни больше хорошего, а все плохое Господь Своей всемогущей властью исправляет к добру и нашему благу». Во многих древних культурах, в том числе и в древнем Израиле, празднование нового года было связано с воспоминанием о сотворении мира. В каждое новолетие в храмовом богослужении люди вспоминали начало мира, тем самым приобщаясь этой творческой силе своего Господа, переживали этот праздник как некий рубеж, как начало чего-то нового в своей жизни. Владыка подчеркнул, что «и мы должны относиться также к каждому новому году и новому дню, как к дару Божиему, как к новому миру, стараясь беречь этот дар. Будем помнить, что мы несем ответственность за этот мир и за людей, которые нас окружают».

В нашу традицию празднование нового года 1-го января пришло из западной христианской культуры, и приурочено оно к пришествию в мир Христа и началу новый эры для человечества, потому как, по слову апостола Павла, «кто во Христе, тот новое творение» (2 Кор. 5:17). Новый Завет – это новое творение, новая история мира и людей, которые составляют теперь народ Божий – Церковь. И за это мы сегодня благодарим Господа – за пришествие в мир Спасителя, за то, что Он просветил нас светом Своего разума и призвал в Свой народ, сделав участниками вечной жизни. «Сегодняшнее апостольское чтение показывает нам целый ряд праведником Ветхого Завета, которые жили обетованием пришествия в мир Христа. И апостол показывает нам их веру, как образцовую. Все они жили в разные времена и в разных условиях, но их объединяла вера, которая на библейском языке означает еще и верность Богу и Его обетованиям. И мы, живущие в новозаветную эпоху, должны учиться у них этой верности Богу до конца. <…> А оставшиеся дни до Рождества  пусть пройдут у нас в молитве, тишине, размышлении, чтобы дать место действию Духа святого в нашем сердце, дать место надежде и радости встречи с воплотившимся Господом», – закончил владыка свое слово.

По окончании литургии, было возглашено многолетие с пением благодарственного гимна свт. Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим».