1077

5 декабря 2016 года в здании Гуманитарного института НовГУ прошла научно-практическая конференция с международным участием «Церковь и СМИ: святость и подвижничество в восприятии современной молодежи».

Мероприятие состоялось в рамках XIV Знаменских образовательных чтений - регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917 - 2017: уроки столетия». Перед конференцией в университетском храме Сретения Господня в Антоново была совершена Божественная литургия.

В Центре творческой интеллигенции имени В.В. Сороки, который находится на втором этаже Гуманитарного института, собрались педагоги и студенты кафедр журналистики и отечественной истории филологического факультета НовГУ, сотрудники Информационного и Молодежного отделов Новгородской епархии.

Встречу открыл президент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Анатолий Гавриков. Поприветствовав собравшихся, он подчеркнув, что главной темой Рождественских чтений выбран анализ столетнего периода развития нашего государства, поэтому «нам необходимо отследить тенденции этого развития и сделать выводы на будущее». Также ректор отметил важность того, что конференция проходит в Ярославов день - день присвоения НовГУ имени святого князя-просветителя Ярослава Мудрого.

Затем участников поприветствовали: руководитель Епархиального отдела по делам молодежи иерей Евгений Зайцев и председатель Информационного отдела епархии иеромонах Сергий Шардаков.

Председатель Информационного отдела обратил внимание собравшихся на то, что доклады заседания – это сигналы для дальнейшей дискуссии. Он пожелал присутствующим выделить для себя главное в услышанном и получить пользу от участия в конференции.

После приветственных слов участники мероприятия заслушали доклады.

Первым выступил иерей Евгений Зайцев с докладом «Два святителя: Тихон епископ Воронежский и Тихон Патриарх Московский и всея Руси. Единство сквозь столетия». Отец Евгений рассказал, что епископ Тихон Задонский тесно связан с Новгородской землей и храмом Сретения Господня в Антоново, в котором он принимал монашеский постриг. Священник отметил связь святителя Тихона Задонского с Патриархом Тихоном, который вписал имя своего небесного покровителя, Тихона Задонского, в историю Северной Америки, построив в начале XX века первый православный монастырь в США и назвав его в честь святого Тихона. По словам отца Евгения, этот монастырь до сих пор действует, при нем есть духовная семинария, и святой Тихон Задонский очень почитаем среди американцев. «Мысль Патриарха Тихона о том, что монастырь будет не просто местом для монашеских подвигов, но и просветительским центром осуществилась. За сто лет после постройки миссионерская деятельность монастыря не угасла, а, наоборот, расширилась. Одним из основных направлений монастыря является духовное просвещение американской молодежи, которой рассказывают об истории России и Православии».

В конце выступления отец Евгений порекомендовал присутствующим книгу «От Запада до Востока. Опыт молодежного служения в Русской Зарубежной Церкви», в которой представлена история миссионерского движения с начала XX века до наших дней.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Виктория Дидковская представила доклад на тему «Подвиг: значение и культурная память слова». Виктория Генриховна привела слова русского академика Д.С. Лихачева, который назвал подвиг сокровищем русского человека. А что касается самого слова «подвиг», то по мнению академика, ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Как отметила Виктория Генриховна, это слово имеет много значений, в том числе, такие как  «душевная борьба, подвижничество, богоугодная деятельность, связанная с перенесением страданий». По словам профессора, о душевном и телесном подвигах повествуется в Евангелии от Луки, которое говорит нам, что душевный подвиг является настоящей целью, ради которой совершается и телесный подвиг. Профессор подчеркнула, что слова подвиг и подвижник является "православными", к примеру, в толковом словаре Ушакова слово «подвижник» имеет значение «аскет, человек, из религиозных побуждений подвергающий себя лишениям». В заключение Виктория Генриховна добавила, что «мы должны прилагать усилия для того, чтобы подлинные смыслы слов сохранялись в нашем языке».

Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Татьяна Шмелева размышляла о святости и харизме и о том, как представления об этих понятиях менялись в сознании людей. В своем докладе «От святости до харизмы: эволюция представлений» Татьяна Викторовна рассказала, что слово «святость» было еще в славянских языках, его использовали в своих трудах Кирилл и Мефодий. Cлово «святой» имеет множество значений: «божественный, высоконравственный, безупречный, высокий, почетный, нерушимый, сильный, крепкий». Cлово «харизма», так широко распространенное в наше время, имеет древнегреческие корни и означает «божественный дар, способность влиять на людей». По мнению Татьяны Шмелевой, распространение этого слова в современном мире связано с культом внешнего облика. Считается, что харизматичный человек должен быть красивым. Харизму часто путают со святостью, но это не одно и то же. «Святость - это идеал, любовь к ближним и отвращение ко всему греховному. А харизма - это набор определенных качеств личности, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей. Харизма никак не может заменить святости, она лишь может ее дополнить», - поясняет Татьяна Викторовна.

О том, что такое подростковый героизм, рассуждал кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Новгородского Духовного училища Андрей Петров. По словам Андрея Валерьевича, в психолого-педагогической литературе под понятием «подростковый героизм» понимается потребность подростка нравиться окружающим и общаться с теми, кого он выбирает сам и чьим мнением он дорожит. Крайним проявлением такого героизма является нарушение молодым человеком общественных правил. Одной из причин такого поведения является подростковая тяга к романтике, которая не только неистребима, но и является психофизиологически обоснованной тягой, способствующей общему развитию личности подростка. Как заметил преподаватель Духовного училища, подростковый героизм имеет в себе не только добродетельное начало, но и корыстное. Последнее заключается в том, чтобы обеспечить себе определенный статус в обществе. «Крайность этого поведения – агрессия, когда человек выплескивает накопленную энергию, порой сознательно причиняя боль другому человеку. Здесь и начинается зарождение греха. Чтобы не потерять свой статус, подростку приходится от раза к разу быть все круче», - отметил Андрей Валерьевич. Преподаватель подчеркнул, что Православие учит нас совершать добрые поступки не напоказ, из гордости, а втайне, по любви к ближним, ведь только тогда они будут приняты Господом.

Корреспондент Информационного отдела Новгородской епархии Мария Боголюбова рассказала участникам конференции о фрагментарном использовании проповеди в социальных сетях, которые в современном мире информационных технологий приобретают все большую популярность. По словам Марии, виртуальный мир далеко не всегда руководствуется принципами христианской морали, поэтому в него необходимо нести свет истины. Таким образом, интернет сейчас представляет собой богатое поле для проповеди. Корреспондент просмотрела несколько популярных православных молодежных групп социальной сети ВКонтакте, таких как «Православная молодежь», «Православная невеста» и «Православный жених», и выявила, что проповеди современных священнослужителей молодежь активно разбирает на цитаты и размещает в группах и на личных страницах. По словам Марии, современную молодежь интересуют проповеди на темы семьи, детей, счастья, добрачных отношений и целомудрия, греха, искушений и врагов.

Последним выступающим был историк из Риги Сергей Мазур, который рассмотрел Латвийскую Православную Церковь и молодежь в 20-30-х годах XX века сквозь призму СМИ. Сергей Александрович рассказал об истории возникновения ЛПЦ и о том, как на нее совершались гонения со стороны противников веры: материалистов и атеистов – в том числе с помощью СМИ.

Завершилось заседание свободной дискуссией. У студентов было много вопросов к выступающим. Молодежь интересовали вопросы добрачных отношений, семьи, детей и греха. На этот раз дискуссия получилась очень живая. В связи с этим директор Центра творческой интеллигенции Людмила Сорока предложила организаторам конференции чаще проводить такие встречи, чтобы молодые люди смогли пообщаться с духовенством и обсудить все интересующие вопросы.

После заседания представители Информационного и Молодежного отделов Новгородской епархии собрались в Храме Сретения Господня в Антоново. Во время внутреннего собрания сотрудники обсудили способы оптимизации работы Отделов, а также поставили цели и задачи на предстоящий год. Встреча закончилась дружеским чаепитием в трапезной храма.