835

20 августа 2016 года Церковь празднует память святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. В этот день епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Софийском соборе.

По окончании литургии он обратился с проповедью к прихожанам. Владыка отметил, что Евангельское чтение на литургии говорит нам об одном из многих дней из жизни Спасителя. Христос возвещает людям Царствие Божие, подобное зерну, которое Господь, как сеятель, бросает в почву людских душ. Под этим образом Господь показывает, как благодать незримо действует в душе человека, если он готов раскрыть свое сердце этому действованию. Примером этому служит один молодой человек, который не относил себя ни к какой религии, но старался делать людям добро, в котором он видел единственный смысл жизни. В конце концов, в годы второй мировой войны, он, помогая многим людям, в том числе и верующим, сам приходит к вере и становится священнослужителем. Владыка подчеркнул, что «готовность творить добро означает готовность принять Завет с Богом». Но этот день из жизни Спасителя, о котором говорит сегодняшнее евангельское чтение, отличается еще и своим неожиданным завершением. В конце дня, наполненного благовествованием о Царствии Божием, Христос дал указание ученикам отправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера. И вот ночью началась буря, а Он спал, ибо был сильно утомлен. Мы привыкли думать о Спасителе, прежде всего, как о Боге, но Он был и воистину Человеком, разделившим с нами наши немощи и наши болезни, оказавшимся способным переживать такие состояния как голод, усталости или печаль. Сильная буря лодки разметала учеников, и вот они будят Учителя со словами: «Учитель встань, спаси нас. «Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем» (Мк 4:37)»? И вот теперь Спаситель проявляет Свою божественную власть над стихией, повелевая морю и ветру – «умолкни, перестань!» (Мк 4:39) Владыка Арсений отметил, что «это был один из моментов в жизни апостолов, когда для них раскрывалось, что за внешним обликом их возлюбленного Учителя скрыто нечто необъяснимое тогда еще для них, божественное». Для нас же это повествование имеет особый смысл. Жизнь часто уподобляют образу бурного моря, в котором мы терпим бедствия или испытания. И особенно это верно для тех людей, которые всерьез следуют слову Христа в своей жизни. Часто против них восстают не только их греховные привычки, но и другие люди, не понимающие их, а подчас и воздвигающие гонения, о чем повествуют нам многие жития святых мучеников и подвижников. В таком случае есть соблазн подумать, что Господь оставил человека, что Он спит. Но, как отметил владыка, «Бог никогда не спит, а спит наша вера и упование на Него». И примером этого является случай из жития святителя Иоанна Новгородского. В 1170 году, в эпоху княжеских междоусобиц, объединенные войска русских князей, разграбившие за год до этого Киев, теперь шли на Новгород. Новгородцы осознали за какие грехи им послано от Господа это наказание, и стали взывать ко Господу и Богородице из глубины покаянного сердца. Молитвенным предстателем за свой народ в те тяжкие дни был свт. Иоанн. И Божия Матерь, видя искренние молитвы людей, приходит на помощь тогда, когда помощи уже ниоткуда не ждут. И когда свт. Иоанн обходил с иконой Богородицы городские укрепления, то стрела одного из нападавших попала в левый глаз Богородицы, и тогда наступил перелом в битве. Божия Матерь заплакала и обратилась к Новгороду, а враги начали воевать сами с собой и обратились в бегство. Город был спасен. Это было вразумлением русскому народу, раздираемому в то время княжескими усобицами. Ведь, это не татары, не западные рыцари, а русские князья хотели разграбить Новгород, как до этого Киев, совершая каинов грех братоубийства. Но, как показала история, тогда этого оказалось недостаточно. Как подчеркнул владыка Арсений, «потребовалось двухвековое иго Орды, чтобы русские люди, благодаря опять же святым, таким, как преподобный Сергию Радонежский, в конце концов, осознали, что они принадлежат к одному народу, одной земле, общей культуре, и, что самое важное, обладают общим бесценным сокровищем – православной верой». В заключение, владыка отметил, что чудо от иконы Божией Матери «Знамение» было не только знамением милости Пресвятой Богородицы граду сему, но и ясным свидетельством того, что «в каких бы бедах, в каких бы отчаянных ситуациях мы не находились, Господь не спит никогда, надо лишь пробудить наше упование на Него, иметь мужество и мудрость обратиться к Его покрову и услышать Его спасительные слова: «Я здесь, с вами – не бойтесь!»


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15