1238

10 сентября 2016 года, в канун дня памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, епископ Юрьевский Арсений в сослужении духовенства совершил всенощное бдение в Софийском соборе. По окончании богослужения, владыка прочел Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости. На следующий день владыка совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова Свято-Юрьева монастыря.

По окончании литургии владыка Арсений обратился к пастве с проповедью. Он отметил, что жизнь и проповедь Иоанна Предтечи были необычайным явлением для того времени, ведь, уже несколько сот лет не было в Израиле пророка, а тут явился тот, кто проповедовал бескомпромиссно, ревностно возвещая волю Божию о народе, как Исаия и Илия в древности. Явился тот, о ком сказано в евангелии от Марка «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3). Это пророчество о том, кто должен придти перед Мессией и возвестить Его пришествие. В этом заключалась вся жизнь Иоанна – возвещать волю Божию и проповедовать приход Царствия Божия. И необходимым условием для входа в это Царство было покаяние, по-гречески «метанойя» - изменение ума, полное переосмысление образа жизни. И в знак покаяния человек совершал обряд, известный еще в древние времена – погружение в воду, по-славянски, крещение. Такое погружение символизировало присоединение язычников к Ветхозаветной Церкви, здесь же Иоанн обратил этот обряд очищения по отношению к самим иудеям, которые, думая, что они - сыны Авраама и народ Божий, забыли о том, что для входа в Царство Мессии нужно переосмыслить свое отношение к Богу, к Его обетованиям, к людям. Владыка подчеркнул, что это «то, что нужно в наши дни и каждому, обращающемуся в Церковь, каждому, обращающемуся к жизни в Боге».

Также владыка отметил, что нам важен еще один эпизод из жизни Иоанна Крестителя. Когда он находился в темнице и уже чувствовал приближение смерти, то он, очевидно, не мог не задаваться вопросом: правда ли Тот, о Ком рассказывают люди, действительно Мессия? Конечно, сам Иоанн не мог позабыть необычайные явления на Иордане, сопровождающие крещение Иисуса из Назарета: глас Бога Отца и видение Духа в виде голубя. Но значит ли это, что Он есть точно обетованный и ожидаемый Спаситель мира, а не просто святой Праведник? И вот, Иоанн, посылает к Иисусу своих учеников с этим вопросом. «Поразительно, но Христос Спаситель в эти последние, скорбные для Иоанна дни не дает прямого ответа его ученикам. Вместо того, чтобы сказать: «Да – это Я, пребывай в мире», Он дает ученикам Иоанна такой ответ: «Скажите Иоанну, что видите и слышите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазниться о Мне» (Мф. 11:4-6). Господь процитировал мессианские места из ветхозаветных писаний. Признаки прихода Мессии, приводимые в них, как раз составляли реальность сегодняшнего дня. В то же самое время Он оставляет место для подвига веры Иоанна Крестителя, ожидает от него верности до конца. «В этих словах «блажен, кто не соблазнится о Мне» словно звучит то же самое завещание, та же самая заповедь, что будет дана Сыном Человеческим через тайнозрителя Иоанна Богослова Ангелу Смирнской Церкви: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10)». И величие святого Предтечи, как пророка и как человека, в том, что он остался верным Богу до конца, даже до смерти и принял от Него венец жизни». В заключение владыка отметил, что «для каждого из нас, в каких бы тяжких обстоятельствах мы не оказались, пример Иоанна Предтечи и пример всех святых служит укреплением и надеждой, что за верность Христу до конца, и в жизни и в кончине, нам будет дарован венец жизни».


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15