1233

Наверное, самый болезненный и животрепещущий вопрос, которым человек всегда задавался и будет задаваться, - это вопрос о принципах взаимоотношения с Богом. Человек непременно хочет знать, что же он должен сделать, чтобы заслужить благоволение Божие и получить спасение. Есть ли минимум добрых дел, который обеспечит ему уверенность в этом? Это - тайна. Неужели нет хотя бы намёка?

О чём говорит апостол Павел?

Нет! Такой намёк - и достаточно ясный - существует! В Первом Послании апостола Павла к Коринфянам содержится фрагмент, который до некоторой степени открывает нам эту тайну. О чем же говорит апостол, недаром избранный Самим Иисусом Христом, обращаясь и к своим современникам, и ко всем нам? Ведь эта проблема - вечная. Рассмотрим этот фрагмент.
«Братья, - говорит апостол, - мы – Божии сотрудники, а вы – Божия пашня, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый зодчий, положил фундамент (основание), а другой на нём надстраивает. Но каждый пусть смотрит [на то], как он строит. Ибо никто не может положить другого фундамента, кроме уже положенного, который есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, травы, тростника, – работа каждого станет явной; ведь День [всё] прояснит, потому что в огне открывается; и огонь испытает работу каждого, какова она есть. У кого дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду. А у кого дело будет сожжено, тот потерпит убыток; сам же будет спасён, но так же, как сквозь огонь. Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы.» (1 Кор. 3:9-17).

Огонь Чистилища?

Действительно, этот фрагмент можно озаглавить как "Испытующий огонь последнего дня". В богословии существует мнение, что здесь - начало западного учения о Чистилище, в котором человек, не имеющий страшных ("смертных") грехов, очищается, а уже потом восходит в Небесную обитель. (Этому учению соответствует восточное представление о "мытарствах", без которых нам, видимо, не обойтись; впрочем, это особая тема.) Нет, здесь речь идет всё же о другом.
Здесь ап. Павел уподобляет всех нас "храму" - Храму Божию в духовном смысле - то есть Церкви Христовой. В переводе с греческого слово Ἐκκλησία - Церковь означает "Собрание". Он говорит, что безусловное Основание этого Храма, его Фундамент - Сам Христос. Иного быть не может. А далее - люди участвуют в возведении этого Храма-Церкви, причём, каждый строит из своего материала. Апостол явно нарочито сопоставляет вещи несопоставимые. Кто-то строит из золота, кто-то из драгоценных камней, кто-то из дерева, а кто-то и вовсе из соломы. Ну и что?! Это закономерно! Нет и не может быть никакого превозношения одного строителя над другим, потому что в Церкви Божией дела каждого из нас безусловно ценны и необходимы. Не может же быть один и тот же материал, образно говоря, у всех. И апостол Павел ярко и образно об этом пишет. У каждого из нас свое призвание и каждому Бог дарует определённые способности, у каждого свой материал, но мы все вместе созидаем Церковь Божию.

Когда человек не может надеяться на милость Божию?

Далее апостол Павел говорит о том, что, если у кого-то "дело, которое он строил, устоит, - тот получит награду". Но бывают катастрофические ситуации; здесь и применяется это уподобление огню. Он говорит, что у кого-то дело жизни вообще может сгореть. Это страшно, но так бывает: человек что-то делал, над чем-то трудился, трудился, а потом - раз, и ничего не получилось, ничего не осталось; но, если человек в этом не виноват, он тоже спасётся. Павел уточняет, что он спасется, но так, как прошедший "сквозь огонь". Это уподобление пожару. Бывает, внезапно вспыхнет в доме человека сильный огонь, он ничего не успевает спасти - ни имущество, ни даже документы. Лишь бы самому спастись, и это самое главное. Вот так же испытующий огонь Последнего дня. Он заставит человека обнажиться, и будет видно, кто что сделал. Но даже обгоревший и совсем нагой - не говоря уж о прибыли - человек не будет отвергнут милосердным Богом.
И только лишь в одном случае человек не может надеяться на милость Божию, - в том случае, если он сознательно противиться Церкви и пытается "разорить" этот храм Божий, - как образно говорит ап. Павел. В этом случае Сам Бог его "разорит", потому что с Богом воевать нельзя: Он хранит Церковь, и даже "врата адовы" не смогут её одолеть.

Страшно ли будущее?

Нам дано всё необходимое для спасения, и бояться нам нечего. У каждого из нас есть свой материал церковного строительства, и мы просто должны честно строить из этого материала, не опасаясь за своё христианское будущее. Не дай Бог, если кто-то потерпит страшный урон, и всё сгорит. Но такое случается редко. Уж хоть что-то доброе после нас останется, и тогда мы получим награду.
Об этом величайшем снисхождении Божием к нашим слабостям и одновременно уверенности в своих силах - о том, что нам нечего бояться, если мы верны Богу, Его Церкви и честно трудимся на ниве Божией - и говорит нам сегодня святой апостол Павел.


***
Подготовлено на основе проповеди от 21 августа 2016 года, произнесенной на Божественной литургии в домовом храме Новгородского духовного училища в Свято-Юрьевом монастыре

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15