1328

4 июня 2016 года епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в храме Бориса и Глеба в Плотниках. В этот день Церковь чтит память священномученика Михаила Борисова, который был клириком храма Бориса и Глеба до его закрытия советскими властями.

Священномученик Михаил родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова. В 1888 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году – в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде, а в 1906 году – в Борисоглебскую церковь в Новгороде. 

После прихода к власти безбожников начались гонения: отец Михаил был арестован в 1926 году и пробыл в тюрьме двадцать дней. В 1931 году священник с семьей был выселен из дома. 19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня.

13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород...» Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил оставлен был в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он встретил очередную волну гонений на Церковь, которая стремительно сметала все на своем пути.

Отец Михаил был арестован 28 октября 1937 года и в тот же день допрошен.
– Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической группы. Признаете ли вы себя в этом виновным? – спросил его следователь.
– Я участником группы не состоял и виновным себя в этом не признаю.
– Следствие располагает достаточно подтвержденными материалами о вашем участии в контрреволюционной церковно-монархической группе по проведению контрреволюционной террористической деятельности. Предлагаем дать следствию правдивые показания по существу.
– Это я отрицаю и заявляю, что никогда к контрреволюционной церковно-монархической группе не принадлежал и контрреволюционной террористической агитации не вел.
В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности».

После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославской исправительно-трудовой колонии и был погребен в безвестной могиле.

4 июня 2016 года в день памяти священно мученика Михаила Борисова, епископ Арсений совершил Божественную Литургию в храме Бориса и Глеба в Плотниках, где служил отец Михаил. По окончании богослужения владыка Арсений обратился с проповедью к молящимся. Владыка отметил, что почитание мучеников существовало с первых дней христианства. Мученичество считается самым ярким выражением веры в воскресение Христа и бессмертие души. Владыка отметил, что мученики, не смотря на разное отношение государства к верующим, существовали во все времена. Одним из ярких примеров исповедничества, по словам владыки, явились новомученики Церкви Русской. Владыка привел в качестве примера жизнь священника Михаила Борисова, который служил в храме Бориса и Глеба в Плотниках. По словам владыки, гонения, которые обрушились на Русскую Церковь в ХХ веке, произошли из-за формального отношения к вере. В завершении своего слова, владыка призвал всех задуматься, насколько жива вера каждого, ведь именно живая вера приводит человека к спасению.