1442

Великий пост - самый главный, строгий и длительный пост в христианской традиции. Он являет собою тщательную телесную и духовную подготовку к празднованию Пасхи. О строгих и ответственных 40 днях поста рассказал клирик Софийского собора протоиерей Александр Ранне.

- Отец Александр, откуда берёт своё начало традиция Великого поста?

До середины  IV века Церковь не знала сорокадневного поста вообще, и христиане постились всего 2 дня перед Пасхой. Изначально существовало две идеи. Одна исходила из того, что однажды Христос ответил фарисеям, которые спросили: «Почему ученики Иоанна Крестителя постятся, а ученики Иисуса из Назарета нет?». Христос ответил: «Когда отнимется жених, тогда и будут поститься». Когда Он был отнят? Когда умер на кресте - это пятница и суббота. В Римской империи, где было распространено христианство, не было общей традиции, она была достаточно разнообразной. Но всё начиналось с этого двухдневного поста. Позднее, к III веку, уже появляется идея о том, что Христос постился перед выходом на проповедь 40 дней и появляется восьминедельная практика поста. Древние христиане для себя считали совершенно невозможным поститься в субботу и воскресенье, потому что суббота - это день посвящённый Господу в иудействе, а воскресенье - это день Воскресения Христова.

В Великом посту субботние и воскресные богослужения - это не великопостные богослужения, а обычные. В эти дни не используют в храмах великопостные облачения. Восемь недель по пять дней – отсюда и получается сорокадневный пост. Постепенно стали говорить о том, что суббота - это всё-таки иудейская традиция и стали поститься по субботам. Тогда нужно было сократить эту неделю. В дальнейшем получалось так: постились шесть дней в неделю семь недель, кроме субботы страстной седмицы. Получалось опять сорок дней. В монастырях, это было уже намного позднее, окончательно сложился семинедельный пост. Такая история сорокадневного Великого поста - Четыредесятница и Страстная седмица.

- О каких особенностях Великого поста должен помнить как человек знающий, так и новичок, который только начинает своё знакомство с верой?

Прежде всего, нужно понимать, что главное предназначение поста как раз не в еде. У Святого Василия Великого есть высказывание, что пост появился вместе с человеком, ещё в раю. Имеется в виду древо добра и зла, от которого нельзя было вкушать плоды. Но из контекста проповеди Святого Василия Великого видно, что он совсем не хотел сказать, что было запрещено что-то вещественное. Что значит плоды добра и зла? Это не то что человек съел, а то, что сделал и подумал. Это внутреннее действие, выражающееся в практическом слове или поступке. Это не касалось никаким образом питания.

В Неделю о страшном суде мы слышали апостольское и евангельское чтение. В апостольском чтении главными смыслообразующими являются слова о том, что пища не приближает и не удаляет человека от Бога. А Евангелие отвечает на вопрос «Что же тогда приближает человека ко Христу». Что же там сказано? Те, которые ближнему оказали милость, накормили голодного, напоили жаждущего, посетили в темнице, были у одра болезни - именно они оказали милость Христу. Они идут ко Христу и встают по правую сторону. А те, которые такую милость не оказали - уходят от Христа. Самое главное наказание человека заключается в том, что он отдаляется от Бога и переживает состояние богооставленности. Это то состояние, которое переживает Христос на кресте. Помните? «Боже мой, Боже мой. Почему же меня оставил?».

В этом отношении главный смысл поста - приблизиться к Богу, приблизиться ко Христу, встретить Христа воскресшим. Пост - это только средство молитвенной и нравственной сосредоточенности. Святой Иоанн говорит: «Откладывайте деньги, которые вы экономите на еде и отдавайте их нищим». Главное, чаще быть в храме. Службы Великого поста строятся таким образом, чтобы человека привести к покаянию, расположить его к молитве. Первая неделя Великого поста, особенно вечерние богослужения, - это канон Андрея Критского, покаянный канон, где человеку предлагаются размышления о своей греховности. Четвёртая неделя - Крестопоклонная, когда мы покланяемся тем крестным страданиям, которые принял на себя Христос. Последняя неделя - Страстная седмица, это седмица в которой мы вспоминаем и предательство Христа, и его страдания, которые Он претерпел. Всё это приводит нас к Воскресению. В конце концов пост - это дорога ко Христу, потому и пасхальная служба начинается с Крестного хода, который символизирует шествие жён мироносиц, когда они встретили Христа. То, что приближает нас к Богу - это наша внутренняя сосредоточенность и наша милость к тем, кто нуждается в нашей помощи.

- Какие послабления допускаются тем, кто болен или ослаблен здоровьем?

Сейчас Православная Церковь готовиться в Всеправославному Собору, который состоится на острове Крит в июле, в день Пятидесятницы. К этому Собору уже подготовлены определённые документы, которые будут подписаны. Среди этих документов есть документ и о посте. В нём говорится о том, что пост предполагает послабления естественно тем, кто в этом нуждается - дети, кормящие мамы, больные люди. Дело не в том, чтобы отслеживать кто и что съел. Пост, прежде всего, - внутреннее усилие, преодоление себя, когда внимание переводишь с одного на другое - с телевизора на хорошую книгу. И форма поста в Древней Церкви была разная. Когда постились два дня и  не ели ничего. Не ели только до вечера, до захода солнца. Другие же не ели ничего до восхода солнца, пока не наступит пасхальная радость. Я не думаю, что каким-нибудь эскимосам нужно есть одни овощи и фрукты, которых там просто нет. Одно дело, когда ты живёшь в роще с финиками, а другое, когда у тебя возникают проблемы с питанием. Не надо издеваться над своей собственной природой, нужно обращать внимание на то, можешь ли ты воздержаться, приложив определённые усилия или нет. Важно это. Молодые люди, которые только начали свой вход в Церковь, порой так рьяно берутся за это, что потом оказываются людьми, нуждающимся во врачебной помощи. Вот этого как раз совсем не нужно.

Есть возможность - постись, не выпячивай никогда наружу твои особенности. Не нужно обижать других, тем, что ты можешь, а кто-то нет. Это не правильно и не по-христиански. Помните, как Христос говорил в нагорной проповеди? - Если ты решил поститься, то умой своё лицо и намажь его маслом, выгляди постящимся. Пусть Господь видит твоё постящееся сердце, а не окружающие люди.

- Ваши пожелания всем верующим перед этими неделями?

Я бы пожелал всем нам насладиться удивительно глубокими службами Великого поста и с радостью встретить Святую Пасху Христову!