2022

Клирик церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба – протоиерей Алексей Борискин, является председателем Новгородского Общества православных врачей и руководителем Сестричества милосердия во имя святой благоверной княгини Анны Новгородской, а также действующим врачом – оториноларингологом в Областной детской клинической больнице и заведующим курсом Оториноларингологии ИМО НовГУ.

В беседе с сайтом Новгородской епархии отец Алесей поделился своей историей знакомства с верой и размышлениями об общих чертах в служении врача и священника.

- отец Алексей, как для вас проходил выбор профессии врача и знакомство с верой?

Нельзя сказать, что к медицине я испытывал большой интерес, – у меня в семье не было медиков. Но родители с детства говорили: «Хорошо, если бы Лёша стал врачом». В выпускных классах школы с выбором профессии я определился окончательно. Тогда у нас были курсы по разным профессиям, я выбрал медицину и, понял, что это действительно интересно. В институт поступил со второго раза и год работал санитаром в детском травмпункте. ЛОР-специальностью заинтересовался только на 5-м курсе, посещал студенческое научное общество, параллельно узнал, что в Новгородской детской областной больнице нужен врач-оториноларинголог. Встретился с Юрием Александровичем Долиной, бывшем тогда заведующим детским ЛОР-отделением в Новгороде. Он окончательно убедил меня, что ЛОР-врач – самая лучшая специальность на свете, и что в отличие от взрослых, дети – самые благодарные пациенты, и общение с ними позитивно сказывается на внутреннем мире врача. Интернатуру я уже проходил в детской областной, там и остаюсь по сегодняшний день.

Я не был крещен с детства, и знакомство с христианством произошло у меня через рок-оперу «Иисус Христос – супер-звезда», которую в конце 80-х мы смотрели на первых видеомагнитофонах. Через неё я узнал евангельскую историю, и на этой волне мне захотелось осознанно сходить в храм. Там я получил нагоняй от местных бабушек: не так стою, не так молюсь… И подумал тогда, что вряд ли приду сюда еще раз.

Но душа всё равно чего-то искала. Особую роль снова сыграла рок-музыка, теперь «Русский альбом» группы «Аквариум» помог мне еще раз прийти в храм. Тогда, во время учебы в Петербурге, в моём круге общения появились воцерковлённые люди, которые объяснили что такое крещение, для чего оно нужно и как к нему подготовиться. Я сходил на катехизаторскую беседу со священником, прочитал Евангелие, постился Великий пост, и после Пасхи крестился. Как сейчас помню, это было 9 мая 1993 года.

- А как произошло ваше становление как врача-священника?

Когда я был студентом и приезжал на каникулы в Новгород, то приходил на службы в храм святых Бориса и Глеба, где многие мои друзья были алтарниками. Отец Олег, который и по сей день настоятель этого храма, всегда был очень расположен к общению с молодежью. Мы все принимали участие в богослужении, пели, читали, пекли просфоры, куда-то вместе ездили. Всё это меня вдохновило, и я тоже стал алтарничать. Как-то на одной из праздничных служб отец Олег представил меня архиерею со словами: «Вот у нас есть врач, постоянно заставляет меня ходить в свою больницу крестить больных детей. Им бы туда своего капеллана надо!» И, где-то через полгода, на праздник святых Бориса и Глеба в 1999 году, вечером, на всенощной, я предупредил  отца Олега, что у меня завтра рабочий день, операции, и на Литургии я быть не смогу. «Очень жаль…,» - только и ответил отец Олег. Утром я пришел в больницу пораньше, выполнил основную работу, а остальную перенес на потом, так что к 10 часам все-таки успел на Архиерейскую службу. В тот день владыка рукоположил меня во диаконы. А через месяц, на праздник преподобного Варлаама Хутынского, во  пресвитеры.

- Что общего в служении священника и врача?

Во-первых, и там и тут ты помогаешь ближним. К священнику люди обращаются за духовной поддержкой, за помощью как им найти Бога. К врачу обращаются за помощью справиться с болезнью. Врач несёт в себе медицинские знания, священник – духовный опыт Церкви. И в церкви и в больнице люди ищут исцеления, помощи и поддержки.

Во-вторых, в плане организации. В больнице люди приходят в приёмный покой с жалобами. Доктор их выслушивает, назначает лечение, при необходимости, госпитализирует, проводит операции. В храме очень похоже - на исповеди прихожане подходят с вопросами и проблемами, а священник совершает для них церковные обряды и таинства. Первое время я даже заговаривался и на исповеди спрашивал: «На что жалуетесь?» А в больнице: «В чём каетесь?»!

Так что, много общего. Ведь человек это единое целое и врачевать душу и тело тоже надо сообща. Священник должен обладать минимальными медицинскими и психологическими знаниями, чтобы суметь правильно помочь тому, кто пришёл к нему за помощью. И врач может многому научиться в Церкви, чтобы и другим помочь, и самому не сломаться, постоянно находясь в состоянии стресса, ведь работа с больными людьми – это постоянный стресс!

- Для вас из этого что больше профессия, а что призвание?

Конечно, служение Богу в Церкви – это не профессия. Но и врачевание, тоже не просто ремесло. Более 15 лет я пытаюсь совместить в своей жизни эти два служения, но понимаю, что постоянно и там и там недорабатываю. Когда-то передо мной стоял выбор: Церковь или медицина. Раньше я весьма тяготился (и до сих пор еще не привык!), что везде опаздываю, и везде мной недовольны коллеги. Это меня всегда несколько угнетало, но ободрял старый рыцарский девиз: «Делай, что должен, и будь что будет!».  Я очень полюбил богослужение и понимал, что от той благодати, которую получаю в Церкви, добровольно не откажусь. При этом я не считал себя вправе и отказаться помогать людям в больнице, имея любовь к своей специальности и достаточные профессиональные навыки. Поэтому так до сих пор и делаю одновременно два дела. Но последнее время стало легче (прямо как в поговорке: первые 10 лет всегда трудно, потом привыкаешь!), теперь храмы открыты прямо в больницах!

- Сколько больничных храмов в городе?

Сейчас у нас 5 действующих больничных храмов: в Областном онкологическом диспансере – храм  иконы «Скоропослушница», в Центральной городской клинической больнице в 1-й клинике (бывшая «Азот») – храм святых Косьмы и Дамиана, во 2-й клинике (бывшая ЦРБ) – храм преподобного Варлаама Хутынского, в Детской областной больнице (улица Державина) – храм святых Веры, Надежды, Любови и Софии, и в Областном наркодиспансере «Катарсис» (здание бывшего Деревяницкого монастыря) – храм иконы «Неупиваемая Чаша». Еще есть часовня в Областной психиатрической больнице, а так же и во многих других больницах священники  регулярно совершают богослужение прямо в холлах или столовых, проходят в палаты к лежачим пациентам. Надеюсь, что со временем храмы, где будут совершаться регулярные богослужения, появятся во всех больницах. Это очень нужно и для пациентов, и для медицинских работников.

- Как у нас в городе появилось Общество православных врачей, куратором которого вы являетесь?

По всей России с начала 90-х было такое движение православных врачей, которое пыталось осмыслить этические вопросы в медицине (отношение к абортам, эвтаназии, репродуктивным технологиям, коммерциализацию здравоохранения и др.). В 2007 году в нашу епархию пришло приглашение на Всероссийский учредительный съезд православных врачей. Владыка Лев благословил меня съездить, посмотреть, что это такое. Там я увидел, что в нашей стране есть много искренне верующих врачей, врачей-священников, тех, которые раньше были врачами, а теперь несут своё служение в Церкви, и тех, кто сейчас совмещает оба служения. Общество православных врачей – это хорошее начинание, которое объединяет медицинских работников и помогает посмотреть с духовной точки зрения на разные стороны нашей профессиональной деятельности. Вернувшись со съезда, я пригласил верующих коллег собраться в храме после службы. Мы стали регулярно встречаться, беседовать, обсуждать актуальные темы. Постепенно к Обществу присоединились медицинские сёстры, друзья врачей, жёны и мужья врачей. Так, через несколько лет, из нас выделилось движение добровольцев и сестер милосердия.

- 23 февраля исполнилось 4 года как создано сестричество милосердия во имя святой Анны Новгородской. Какую помощь оказывают сёстры милосердия? И как можно стать сестрой милосердия?

5 лет назад в нашей епархии был с визитом Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он первый после перестройки организовал в Москве училище для сестёр милосердия еще в 1990-м году. Мы решили перенять этот опыт. К тому времени в Новгороде при 1-й городской больнице уже были свои добровольцы, которые оказывали милосердную помощь нуждающимся пациентам, были и прихожане нашего храма, ухаживавшие за пациентами психо-неврологического интерната. Но всё это было неофициально и иногда встречало непонимание медицинских работников. Не будем забывать, что больница  и интернат – это учреждения со строгим санитарно-эпидемиологическим режимом, и просто так туда не попадёшь. Мы решили на базе Медицинского колледжа организовать курсы младшего медицинского персонала: дать людям минимальные знания по уходу за больными, чтобы им иметь право одеть белые халаты и не быть в больницах посторонними. Также необходимо было научить добровольцев и основам нашей веры, так как до сих пор многие прихожане имеют весьма отвлеченные понятия о Православии.

Первый набор слушателей Курсов был 24 человека, приходилось заниматься двумя группами. Следующие годы мы набирали только по одной группе, но каждый раз не менее 10 – 12 слушателей. В этом году уже состоялся 5-й выпуск. По благословению Митрополита  Льва, небесным покровителем сестричества милосердия была выбрана Новгородская святая княгиня Анна, которая сама была многодетной мамой, много потрудилась на благо земли Новгородской, помогала сиротам и страждущим. На день ее памяти мы совершаем чин посвящения новых сестер. Во время богослужения архиерей читает молитву о  том, чтобы Господь даровал людям, осуществляющим милосердное служение, силы с любовью ухаживать за болящими. Сёстрам, успешно закончившим курсы, вручаются специальные сертификаты за подписью ректора НовГУ и Митрополита Новгородского и Старорусского, а также одеваются косыночки с красным крестом.

Членами сестричества могут стать совершеннолетние прихожане православных храмов, которые зарекомендовали себя ответственными добровольными помощниками в церковном социальном служении и успешно закончили Курсы сестёр милосердия.

Сёстры милосердия оказывают помощь по уходу за одинокими пациентами, находящимися в социальных и медицинских учреждениях, проводят духовно-нравственные мероприятия как для персонала, так и для пациентов, помогают священнослужителям в совершении богослужений и треб. Другим, не менее важным направлением деятельности сестричества, является помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Например, выпускникам детских домов, одиноким мамам с детьми, инвалидам и одиноким пожилым людям. Сёстры милосердия совершают служение добровольно и безвозмездно.

- Как отражается опыт христианина в его служении в больнице? Что помог изменить, приобрести, перенять в профессию медика духовный опыт?

Думаю, это отношение к пациенту как к ближнему. Не просто как к человеку, который для тебя лишняя головная боль и проблема. Пациент - это не какая-нибудь деталь, которую ты пришел на завод выточить на станке, а «образ и подобие Божие» и при этом нуждающийся в твоей помощи! Конечно, трудно об этом помнить всегда. Но если попробовать отнестись к кому-то повнимательнее, то увидишь, что это и тебе самому приносит радость!

- Отец Алексей, благодарим за живое общение!