896

18 мая 2015 года в большом зале Новгородской областной филармонии состоялось торжественное собрание, посвященное 150-летию образования Новгородского музея-заповедника.

В праздничных мероприятиях приняли участие: Митрополит Новгородский и Старорусский Лев, представители Министерства культуры РФ, Администрации Новгородской области и Великого Новгорода, депутаты Областной и Городской Думы, члены Ученого совета музея, руководители археологических экспедиций, искусствоведы и реставраторы, Главы районов области, руководители областных учреждений культуры, представители СМИ, турагенства и партнерские организации, ветераны музея.

Обращаясь к присутствующим со словами приветствия, Митрополит Лев выразил благодарность сотрудникам музеев за кропотливый ежедневный труд в сохранении истории Новгорода, как единого музейного комплекса. Владыка отметил заслуги Митрополита Арсения (Стадницкого) и протоиерея Николая Богословского, как выдающихся церковных деятелей,  прародителей музея-заповедника, создавших в Великом Новгороде церковно-археологическое древлехранилище,  являющееся крупнейшим очагом культуры.

Генеральный директор Наталья Григорьева вручила Митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву, а также меценатам и главным помощникам специальные награды за заслуги перед музеем – Медали имени протоиерея Николая Богословского.

На сегодняшний день в музей-заповедник теперь входят уже 8 филиалов. Растет объём финансирования из федерального бюджета, при поддержке Министерства Культуры реставрируются музейные памятники. А в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» в этом году будут профинансированы три крупных проекта: оснащение Белой башни, центра монументальной живописи и создание экспозиции в Доме-музее Федора Михайловича Достоевского, посвященной роману «Братья Карамазовы».


ФОТО:

 

 Богословский Николай Гаврилович (1824-1892 гг.)

 Родился в семье иерея Иоанно - Богословской церкви Гаврилы Богословского 28.03.1824 г. Отец его служил священником в 3-ем округе военных поселений, штаб которого располагался в Кречевицах.

 Н. Г. Богословский сначала окончил Новгородское уездное училище и в 1839 году поступил в Новгородскую духовную семинарию. В семинарии, наряду с предметами богословского курса, преподавались медицина, риторика, пиитика, физика – способствовавшие общему развитию. Изучал он и церковную археологию. Без сомнения интерес Николая Гавриловича к новгородской истории и древностям был заложен в стенах семинарии. Здесь имелись все условия для занятий и внутреннего роста. Богатейшая семинарская библиотека включала достаточный объем литературы исторического и церковно- археологического аспектов. Духовную семинарию Н.Г. Богословский окончил в 1847 году, в 1848 году он принимает сан иерея и причисляется к церкви Священномученика Климента на Торговой стороне, где служит в течение четырех лет. С 1851 года начинается петербургский период его жизни. Он являлся священником домовой церкви княгини Васильчиковой и одновременно преподавал Закон Божий в Сергиевском приходском Ланкастеровском училище.

 В1854 г. о.Николай получает назначение старшим священником Андреевского собора в Грузино (Новгородская губерния). Девятилетний Грузинский период был важен для становления Богословского как историка и писателя, сформировались его историко-археологические наклонности, определилась литературная направленность. Грузино в тот период хранило еще живую память о графе Аракчееве и устроенных им военных поселениях. Н.Г. Богословский собрал остатки архивов военных поселений, провел их обработку и систематизацию. В это период выходит в свет первая книга о. Николая «Взгляд с практической стороны на жизнь священника. Письма отца к сыну» (СПбг,1860 г.).

 В 1863 году он переводится сверхштатным священником Знаменского собора в Новгороде, в том же году назначается секретарем Новгородского губернского статистического комитета. Работая в статистическом комитете, Богословский разработал собственные программы исследования губернии. Он ежегодно объезжал по несколько уездов для сбора разнообразных статистических и исторических материалов. Под его руководством проводятся переписи населения Новгорода и Старой Руссы, он проводит исследования заводов и фабрик.

 Под его редакцией в 1860-ые годы выходят «Памятные книжки Новгородской губернии». В Новгородском сборнике и Губернских ведомостях благодаря Богословскому увидели свет многочисленные этнографические и исторические материалы. Литературная деятельность Богословского находит выход в виде очерков и заметок на страницах ведущих отечественных журналов.

 В 1861 году выходит вторая книжка Н.Г. Богословского «Шумский», а в 1863 году «Двадцатипятирублевая бумажка. Побывальщина», в 1865 году – приложением к Новгородскому сборнику – «Рассказы о былом». Позднее увидят свет книги «Господин Великий Новгород» (1878 год), «Старые порядки» (1880 год), «Аракчеевщина» (1882 год). Большинство из них касалось истории военных поселений. Очерки о. Николая посвящены были новгородским древностям, истории и многим проблемам его времени.

 Особым направлением деятельности Н. Богословского являлись проводимые им в различных местах губернии археологические раскопки. В 1863 году он исследует древнюю постройку в Новгороде на улице Рогатице (дом Марфы Посадницы), докапывает курган (могила Гостомысла) в селе Волотово, три кургана в селе Едрово итд. Раскопки 1877-1878 гг. были обусловлены целью сбора краннологической коллекции(древних новгородских черепов) по заданию общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, уполномоченным которого в Новгороде являлся Н. Г. Богословский. Богословский был одним из лучших знатоков истории и древностей новгородских. Рекомендации его «как опытного, энергичного руководителя для всякого желающего основательно осмотреть Новгород» давал английский путеводитель того времени по России. Отец Николай сопровождал по городу и окрестностям путешественников, высокопоставленных светских и духовных особ. Одним из главных дел жизни Богословского, вписавшего его имя в золотую книгу новгородской культуры, явилось создание им в Новгороде публичной библиотеки и музея. Его труды по изучению новгородской истории, литературная и общественная деятельность явились базой для основного направления и приложения его сил в пятнадцатилетний период на ниве становления новгородского музееведения. Именно основанный им Новгородский музей Древностей стал первым в губернии музеем.

 Одновременно с началом изучения губернии по программе Статистического комитета он обследует приходы и монастыри епархии, при поддержке митрополита Исидора отбирает церковные древности и привозит их в Новгород. Кроме того, при обследовании фабрик и заводов губернии, собираются образцы производств для хранения в Статкомитете. Таким образом, первоначально на квартире Н.Г. Богословского собираются коллекции, положившие начало Новгородскому музею.

 4 мая 1865 года на заседании Статкомитета принимается постановление о создании музея. Начинается приток в основанный музей древнего оружия из монастырских ризниц, обнаруживаемых кладов, находок при раскопках и этнографических материалов. В конце 1867 года музей был открыт для публики. В 1868 году музей переходит в ведение губернского земства. Богословский выпускает каталог коллекций и ведет дальнейшее их пополнение различными предметами. Собранные Богословским коллекции составляли 28 отделов. Связь с учеными обществами предоставляла прекрасные возможности показа Новгородского собрания на крупных столичных выставках: Москва - Русская этнографическая выставка (1867 год), Санкт-Петербург – Всероссийская мануфактурная выставка (1870 год), Москва – Антропологическая выставка (1879 год).

 В 1878 году Николай Гаврилович вынужденно уходит с должности секретаря Статкомитета.

 С ноября 1878 года, оставаясь сверхштатным священником Знаменского собора о. Николай отправляет богослужения в церквах при Муравьевской и Селищенской казармах.

 Н.Г. Богословский имел священические награды: бархатную фиолетовую скуфью (11869 год), набедренник (1870 год), сан протоиерея (1881год), бархатную фиолетовую камелавку (1885 год), орден Св. князя Владимира IV степени (1890 год) и золотой наперсный крест от Священного Синода (1891 год).