1123

25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Великого поста, в храмах Новгородской епархии совершили одну из самых красивых великопостных служб.

 

Литургией Преждеосвященных Даров, как показывает само её название, является богослужение, во время которого верующим предлагают для причащения Святые Дары, освящённые прежде, на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста, и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Это богослужение совершается в течение всего Великого поста по средам и пятницам, а также в четверг пятой седмицы поста и первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, его положено совершать в те дни поста, когда случится храмовый праздник или один из двух праздников, обычно приходящихся в постные дни: первое и второе Обретение Главы св. Иоанна Крестителя и память 40 мучеников Севастийских.

В последовании Преждеосвященной Литургии есть ряд особенностей:

— нет первой части полной Литургии — Проскомидии;

— Литургию предваряют службы 3, 6 и 9-го часов с Последованием изобразительных;

— по отпусте изобразительных совершают вечерню, которая заменяет начальную часть Литургии Оглашенных (последняя её часть имеется и в Преждеосвященной Литургии);

— на Литургии Верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

В субботние дни Великого поста совершается всегда Литургия св. Иоанна Златоуста, а в воскресные — св. Василия Великого (кроме праздника Входа Господня во Иерусалим, когда совершается Литургия св. Иоанна Златоуста).

Чин Литургии Преждеосвященных Даров был принят на Шестом Вселенском Соборе в 680–681 гг. и преследовал цель не лишать верующих возможности причащаться тела и крови Христовых в будничные дни поста, когда полной Литургии по уставу не совершают.

Составление чина обыкновенно приписывается Папе Римскому Григорию Великому (Двоеслову). Однако в богослужебных рукописях до XVI века она не имеет такой атрибуции. Согласно Иерусалимскому патриарху Досифею II (XVII век), Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15