292

27 марта 2022 года, в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Арсений, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером было совершено всенощное бдение с выносом Честнаго Животворящего Креста Господня.

После чтения Евангелия владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Дорогие братья и сёстры! Сегодняшнее воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. И к этому дню Церковью установлен красивый обряд выноса Креста для чествования его верующими в течение всей последующей седмицы. Евангелие, которое прозвучало сегодня, учит нас следовать за Христом, взяв собственный крест. Это строгое предупреждение для всех христиан о том, какой путь ожидает их, если они решили следовать за Господом. Чтобы понять обстоятельства, в которых сказаны эти слова, нужно посмотреть на контекст. Заглянув на страницы Священного текста, мы увидим, как перед этим Христос вопрошает Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» (Мк. 8:27). И от лица всех апостол Пётр отвечает: «Ты Христос!» (Мк. 8:29). Это словосочетание нам кажется привычным - «Иисус Христос», как будто бы это имя и фамилия. Но для современников Спасителя было вовсе не очевидно, что Иисус из Назарета и Тот, Которого ожидали иудеи, как своего Мессию, есть одно Лицо.

Для учеников Спасителя Он был, конечно, тем истинным Царём, то есть, Христом, Которого ожидал весь народ Израильский. Мы об этом не раз уже говорили - иудеи жили ожиданиями Царства Божия. Явление Мессии, посланного Богом Царя, понималось многими вполне приземлённо. Может быть, оставались ещё некоторые книжники или сведущие в Писании люди, которые помнили пророчества, например, пророка Исаии, о страждущем Служителе Господнем (см. книгу пророка Исаии, 53 главу). Но в большинстве своём люди представляли грядущее Царство именно, как земное царство, как победу над всеми врагами и возвышение народа Иудейского над всеми народами земли. И когда люди видели чудеса, совершаемые Христом, то они были готовы поверить, что этот Царь наконец-то пришёл.

Скорее всего, и среди апостолов были такие представления, и когда Пётр говорит: «Ты Христос!» (Мк. 8:29), - Спаситель не отвергает этого исповедания, но запрещает об этом рассказывать другим, чтобы не способствовать распространению ложных слухов и представлений. После же этого диалога Христос начинает открывать прежде всего Своим ближайшим ученикам истинный смысл пришествия Мессии в этот мир. Он говорит о том, что Он должен много пострадать, Его убьют, но Он воскреснет в третий день из мёртвых. И опять тот же самый Пётр, который только что исповедал, что Иисус - Мессия, начинает уговаривать Его: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:22).

По-человечески это понятно, никто из любивших Христа людей не мог вместить того, что Он открывал о Своей грядущей судьбе. И ученики, какими бы они ни были заблуждающимися или слабыми, но они любили своего Учителя. Но в ответ на эти уговоры Пётр услышал совсем другое, не похвалу вере, а: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн» (Мф.16:23). Потому, что в этих словах Петра Сам Спаситель услышал древний глас Своего искусителя, который ещё в пустыне предлагал Ему спасти Себя, проявить божественное чудо, проявить божественную власть и стать именно таким Царём, которого и ожидали люди, стать земным владыкой. Ещё в пустыне был отвергнут этот соблазн, и сейчас Христос резко прерывает эти разговоры.

И вот уже после этого говорится о том, что мы сегодня и слышали в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8:34,35)«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38). «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф.16:28).

Любой человек, любой последователь той или иной религии, менее всего, наверное, ожидает услышать от своего Господа, от своих богов такие слова. А христианин слышит от своего Учителя и Господа, что его в этом мире ждёт не почёт, не богатство, не слава, не путь, усеянный цветами, а скорбный путь, путь следования за Христом. Это противоречит тому, о чём молятся все люди на протяжении всей истории рода человеческого, когда обращают свои взоры к небу, прося удачи, здоровья или богатства. Христианство уже в этих словах Спасителя говорит, что смысл совершенно в другом. А в чём же? Ответ на этот вопрос мы получаем, когда смотрим на изображение Распятия. В мире полном страданий, скорбей, болезней и смерти, которые сопутствуют человечеству всю его историю, явился Сам Бог, ставший человеком. Он не прекращает, по крайней мере пока, нашу историю, но Он входит в неё, чтобы стать сопричастным нам. Он воспринимает на Свои плечи Крест и несёт его на Голгофу, на нём распинается и умирает. И этот Крест - это не только грехи каждого человека, жившего когда-либо, но это и все наши страдания, наши переживания, наши страхи и наши мучения. Христос стал сопричастником наших страданий, сопричастником всех нас. Но для чего? Чтобы вывести нас, как из темницы, к славе, к Воскресению. Для того, чтобы мы проследовали этим путём, но уже не одни, а со Христом, Который несёт Крест всего мира, чтобы мы прошли за Ним в доверии, в любви, в преданности Ему и стали также причастниками Его Воскресения.

В конце сегодняшнего евангельского отрывка есть такие слова: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). А сразу после этого евангелист рассказывает о Преображении Спасителя перед учениками. Конечно, эти слова относились к той славе, которая была явлена на горе Фавор ближайшим ученикам. Это происходило накануне страданий Спасителя, чтобы утвердить, укрепить хотя бы ближайших учеников. «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», - поём мы в праздник Преображения Господня. Для нас же, христиан, которые сегодня в храме поклоняются Кресту Господню и поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», - эти слова могут быть соотнесены с грядущим празднованием Светлого Христова Воскресения. Потому что Пасха, которая открывается нам как чудо Божие, как явление Его победы, как обетование последнего торжества Его правды и Его любви, уже в этом мире делает нас сопричастниками Его Царства, вкусившими Его благодать. Для того, чтобы продолжать свой путь в этом мире, странствовать в этом мире со Христом, с твёрдым сердцем, с непоколебимой верой в то, что Он, взявший нас за руку, не отпустит её, если только мы сами не вырвем свою руку и не удалимся от Него.

Мир сей и весь род человеческий, как мы знаем, пребывает в круговороте страданий, скорбей и смерти. Каждый человек подвержен тем или иным несчастьям или мучительным переживаниям, но только христианин может перенести это осмысленно, с твёрдой верой в Спасителя, держась Его, как надёжного ориентира, который и выводит нас из темницы, как сказано в Священном Писании, «в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:21). Потому, что только Он есть наш истинный Путь, истинный Врач душ и телес, наш истинный Господь и Царь.

И вот именно об этом нам говорит сегодняшнее Евангельское чтение и наше чествование Креста Господня. Крест Господень - это выход, это спасение, это путь к свободе. Крестом отверзается нам Воскресение. Крест - это свидетельство о любви Божией, которая не останавливается ни перед какими преградами, чтобы найти и взыскать погибшего человека. Всё заблудшее, потерянное, израненное и погибшее человечество Христос возвращает Своему Отцу. Поклоняясь сегодня Кресту, будем помнить об этом. Наверное, ни у кого из нас, кто предстоит сегодня перед Распятием, не повернётся язык просить себе богатства и славы в этом мире, это не будет христианской молитвой. Но попросить сил быть преданными Спасителю, сил исполнить заповеди Его о любви к ближнему и не свернуть с этого пути - трудного, но радостного, пути к Воскресению - каждый из нас способен. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»».

По окончании Литургии было совершено поклонение Кресту.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15