267

30 января Церковь вспоминает день тезоименитства уроженца Великого Новгорода, ученика Варлаама Хутынского, преподобного Антония Дымского (память прп. Антония Великого). Предположительно, в этот день в 1330 году были обретены нетленные мощи святого Антония.

Именно преподобного Антония Дымского назначил святой Варлаам новым блюстителем Хутынской обители после своей смерти. Однако Антоний не долго управлял ею – он пожелал удалиться в более уединенное место в Ленинградской области, где основал свой Антониево-Дымский мужской монастырь.

Как сообщает книга «Новгородская святость», преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде в последней половине XII века от благочестивых родителей. В Хутынском монастыре принял он пострижение. По житию преподобного Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей преподобный Варлаам сказал ученикам своим: «Блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царьграда и святых мест и в этот самый час уже не далек от нас». Вслед за тем сказали, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию свое стадо. Это было в 1192 г. Неизвестно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель святых мест, но в 1230 г. уже и другой игумен Хутынский - Арсений переведен был на игуменство в Свято-Юрьев монастырь.

Преподобный Антоний, отказавшись от управления Хутынской обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 верстах от города Тихвина, основал свой монастырь. С давнего времени преподобный Антоний на иконах держит хартию со словами: «Се удалихся, бегая, водворихся в пустыни». Обитель его была окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята, как холм, над окрестностью; при подошве ее тихое, темное озеро, а кругом в необозримую даль идут леса, ныне по местам исчезающие. Над ракою преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов весу; широкие поля ее прибиты к тулье толстыми гвоздями; шляпки гвоздей, рубцы окраин должны были врезываться в покровы головные, останавливаясь только на твердых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий.

Преподобный Антоний, кроме Дымской пустынной обители, основал еще Вырдомскую пустынь. Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 июня 1224 г. Мощи преподобного были обретены нетленными в 1330 г., предположительно, 17 января (30 января по н. ст.), и с того времени прославленные чудесами, стояли открыто в храме обители. В 1409 г., по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, святые мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шляпа преподобного опущены были в Дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного со времени Едигея остаются под спудом. В 1585 г., в октябре и ноябре, когда в Антониевой обители укрывались и Валаамские иноки, выгнанные лютеранами-шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, благовременно пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 г. петербургский купец Калитин, долго страдавший не исцелявшейся ничем болезнью, получил исцеление при мощах преподобного Антония. Признательный Калитин устроил раку преподобного и иконостасы в храме.