356

10 января 2022 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в Троицком храме посёлка Крестцы.

По окончании Литургии было совершено сдавление перед иконой Рождества Христова. Затем владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Всех вас, дорогие братия и сестры поздравляю с праздником Рождества Христова, в свете которого мы пребываем все эти дни. Все эти дни мы поем рождественские песнопения и воспеваем Бога, явившегося в этом мире, ради нашего спасения. В тропаре, главном песнопении праздника, сказано: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…». То есть для мира просиял свет разумения, свет истины, и, действительно, с пришествием Христа нам была открыта высочайшая истина о Боге. Древние люди по-разному мыслили о Боге или о богах, чаще всего прибегали к ним с жертвами для того, чтобы получить какое-то благословение или помощь, удачу в жизни, на охоте, и т.д. И только в одном народе продолжалось верное следование древнему Завету с Богом, хранилась истина о том, что Бог один, что Он превыше всего сущего и что Им нельзя помыкать и заставить служить, что Он остается свободным, высочайшим Творцом, Промыслителем и Господом.
И в этом народе израильском жило представление, что когда-то Бог придет в этот мир и установит Свое Царство.

Об этом говорили пророки в разных образах и выражениях, пророчествуя о времени Мессии, то есть Царя или Божиего Помазанника, Божиего служителя. И только у некоторых из них, в частности в псалмах Давида и у Исаии пророка, есть представление о том, что этот Мессия, как Его называли, или Христос по-гречески, в тоже время будет страждущим служителем Божиим. «Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто исповесть?» (Ис. 53:7-8), - так говорится о Нем в книге пророка Исаии. И похожие места мы встречаем и в псалмах Давида, когда говорится, например, о разделении риз Спасителя при Его страдании: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий» (Пс. 21:18). То есть даже в этом народе не все люди понимали, что будет означать пришествие обещанного Спасителя в этот мир. Многие, не худшие, а может даже и лучшие люди этого народа, ожидали пришествия Царя и установления земного Царства Мессии в этом мире. И они, когда Христос, не просто родился, а вырос и стал проповедовать и совершать чудеса, готовы были идти за Ним. Так как думали, что Он и есть тот Царь, потомок царя Давида, который должен восстановить земное царство Израиля, изгнать всех врагов, победить римлян, которые поработили на тот момент Иудею. Думали, что Он установит Царство Божие на земле, золотой век, благоденствие для этого народа. А пророчества о страждущем Мессии забылись или не понимались этими людьми.

И вот мы сегодня совершаем, прежде всего, память о явлении Бога в этом мире нашего ради спасения – это величайший праздник. Христос не просто какой-то человек, пророк, даже царь, или кто-либо ещё, но Сам Бог, ставший человеком, приходит в этот мир для его спасения. Люди, оторванные от Бога грехом, получают надежду на спасение, потому что Сам Бог вмешался в историю, чтобы прекратить бесконечный круговорот греха, страданий и смерти, чтобы установить Свое Царство. Но царство не в земном понимании, Он остается Царем Вселенной, но, что важнее, Он Царь для нашего сердца, когда мы живем по Его заповедям, по Его установлениям, то мы уже начинаем пребывать в этом Царстве, даже здесь на земле становимся гражданами небесными.
Высочайшая истина, которая была открыта людям с пришествием Христа, это то, что Бог есть любовь, и об этом многократно говорится в Священном Писании. Даже иудейский народ, сохранивший веру в истинного Бога, наверное, не возвысился до этого понимания и не представлял, что такое возможно, чтобы Бог явился в этом мире, ради того, чтобы взыскать падшего Адама, то есть все человечество, отпавшее от Бога.

Как сказано в одной из молитв Великой Субботы: «И на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай», - так далеко заходит Господь для того, чтобы спасти человека. И даже, если бы всего один человек жил на земле и больше бы у него не было потомков, то и ради него одного Христос бы пришел в этот мир, для того, чтобы его, меня, вас, каждого отдельно взятого человека, взяв на плечи, принести к Отцу Своему. Вот в этом и заключается радостная весть Евангелия, истина о том, что Бог стал человеком, чтобы мы могли вернуться к Нему, чтобы мы стали причастниками Его радости, Его жизни и любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4:16), – говорит Иоанн Богослов. Для того, чтобы вместить эту истину и стать на путь спасения, мы должны следовать за Христом, исполняя Его заповеди. И, если нам открыто величайшее Откровение, выше которого не было ничего в истории, что Бог по Своей любви жертвует Собою ради всего мира, то и нам следует поступать по заповедям Божиим. И заповеди Господа как раз учат нас любви: к Богу, к людям, ко всему творению, к самим себе как творению Божиему. И поступая по заповедям, исполняя евангельские слова, мы становимся в своей жизни причастниками той самой любви, которая воссияла две тысячи лет назад в Вифлеемском вертепе. Мы своею жизнью отвечаем на ту любовь, которую открыл нам Господь, если следуем Его слову, отвечаем любовью на Его любовь – это именно то, чего Господь ожидает от нас, не слепого подчинения, равнодушия и теплохладности, а доверия и любви.

Но как понять, что мы любим Бога? Верный критерий дается нам в Священном Писании Иоанном Богословом: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20). Дела милосердия, дела сострадания, дела любви – этому учит нас каждая евангельская страница. Нагорная Проповедь, многие притчи Христа, Его беседы и последние наставления – они все об одном: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин.13:34). Также, как Господь возлюбил нас, понятно, что мы не можем никого и ничто любить в этом мире, мы никогда Его в этом не превзойдем. Но мы должны попытаться проникнуться хотя бы частицей Его любви и жить так, как Он нам заповедует, потому что Его воля о нас -  это наша жизнь, наше спасение, наша блаженная вечность в единении с Богом, Который есть любовь. А если мы не найдем дороги к этой любви, в этой жизни, то как мы ее обретем в вечности? Нам уже сейчас нужно жить так, как учит Господь, и в таком случае наша жизнь будет лучшей благодарностью Богу за все, что Он совершил ради нашего спасения. Это будет лучший дар Спасителю, Который отдает Себя с полным доверием и полной любовью ко всему человечеству. Потому что Он верит в нас и знает, что мы можем быть лучше, что мы сможем откликнуться на Его призыв, сможем вырасти и перерасти свою греховность, себялюбие и леность. Мы можем стать подлинными людьми, подлинными учениками Господа нашего и подлинными сыновьями, и дочерями Отца нашего Небесного. Дорогу к чему открывает нам то самое пресветлое событие, которое легло в основу нынешнего праздника - Рождество Христово. С Праздником вас, дорогие!»