345

14 октября Церковь будет вспоминать кончину преподобного столпника и Новгородского чудотворца Саввы Вишерского, а также день памяти его ученика – преподобного Андрея Вишерского.

Как повествует книга «Новгородская святость», преподобный Савва, уроженец города Кашина, родился в 1381 г., был вторым из восьми сыновей Ивана Васильевича Борозды, отрасль рода, отличившегося в боях. Воспитанный в благочестии, он и тогда, когда был еще в первых летах молодости, не любил рассеянной жизни: нося мирскую одежду, постился и усердно ходил в храм Божий. Потом удалился он в Саввину Тверскую пустынь, где хранили тогда примерно-строгое житие. Здесь во всех монастырских службах был он рабом Божиим, послушливым и искренне усердным. Братия столько уважали его высокую жизнь, что избрали его в игумена. Но ласки и уважение знакомых стали тяжелы для души его, и он, отказавшись от начальствования над другими, отправился на Афонскую гору. Неизвестно, долго ли он пробыл на Афоне, но впечатления Афона надолго остались в душе, как это видим по его жизни. По возвращении с Афона преподобный Савва странствовал в виде бедного инока по обителям Новгорода, отыскивая себе место для уединенного пребывания.

В семи верстах от Новгорода, на реке Вишере, понравилось ему тихое место. Он поставил здесь крест, а вблизи - хижину и стал подвизаться отшельнически. Здесь видна живая память об афонском отшельничестве. Но преподобный Савва жил, как жили и живут многие. Случилось одному из новгородцев проходить мимо того места, где подвизался Савва. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве недвижимый. Лицо его покрыто было комарами и истерзано до крови, а он как бы ничего не чувствовал, погруженный в молитву. Изумленный тем новгородец рассказал другим, какого видел он раба Божия. Когда до архиепископа Иоанна дошла молва, что в его епархии явился неведомый отшельник, он послал спросить, как дозволил себе тот жить в его епархии без его благословения.

«Одна девица, - поручил отвечать Савва, - сидела у окна близ площади и бесстыдно смотрела на всех проходивших, другая же, сидя у другого окна, бережно хранила чистоту души своей. Люди добрые осуждали первую и одобряли вторую: не будет, говорили, добра в той суетной и рассеянной. Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не архипастыря, которого молитв и благословения жажду». Архиепископ понял по такому ответу, что отвечающий - старец духовной жизни, и захотел посетить его. Он встретился с Саввой на пути и, не узнав его, покрытого рубищем, едва уговорил ехать с ним до кельи Саввы. Беседа во время пути показала архиепископу в спутнике смиренномудрого раба Божия, и архиепископ полюбил Савву, прежде чем узнал его. Пред кельей своей Савва назвал себя по имени, и архипастырь с живейшей радостью любви благословил Савву. Разделив с ним пустынную трапезу и насладясь духовной беседой его, архиепископ Иоанн присылал потом свои дары для пустыни Саввы.

По случаю спора, поднятого иноками Лисичьего монастыря за землю, преподобный Савва обратился к начальникам Славянского конца с просьбой отвести ему место на реке Вишере для пустынной обители, и они с любовью отвели. В 1418 г. по благословению блаженного архиепископа Симеона преподобный построил деревянный храм в честь Вознесения Господня и поставил кельи для братий. Когда строил он своими руками храм, явились к нему удалые молодцы, надеясь поживиться чужим добром. «Детки, - сказал Савва, - помогите мне поднять дерево на стену». Он указал им на тонкий конец бревна, а сам взял за толстый. Те никак не могли поднять своего конца, а Савва легко поднял и положил свой конец на место. Разбойники переглянулись между собой. «Худо нам будет, - думали они, - если такой черноризец вздумает разделываться с нами». И поспешили уйти от него. К преподобному подвижнику стали являться ревнители пустынной жизни. Он принимал их с любовью, встречая еще далеко от своей обители, там, где водружен был крест. Преподобный трудился для новой обители более других. Инок другого дальнего монастыря, оставшись в обители Саввы для отдыха, слышал, как в соседней келии Савва всю ночь до утрени молол рожь жерновом и в то же время читал псалмы, а потом отправился на утреннее пение.

По устроении обители преподобный построил себе столп невдали от обители и стал подвизаться на нем в молитвах. Чудная свобода жизни духовной! Посетитель Афона полюбил Афонскую отшельническую жизнь, но опытом дознав, что точный вид ее не совсем совместим и с местностью, и с его распоряжениями, он избирает новый вид уединения - жизнь на столпе. Зато какая точная верность своему правилу жизни! Родной брат, долго не видевший Савву, пришел повидаться с ним. Савва сошел со столпа, молча благословил брата и возвратился на столп. Преподобный столпник, так называется Савва и в рукописных святцах, сходил к братии со столпа в субботу, слушал службу воскресного дня, разделял с братией трапезу и потом удалялся на столп. Но хотя жил на столпе, по-видимому, удаленный от обители и забот о ней, хранил ее своими молитвами.

Под руководством Саввы образовались люди высокой жизни. Ученик его Андрей, принявший после него начальство над обителью, до того изнурил тело свое постом и бдением, что у него остались только кожа и кости. Преподобный Ефрем Перекопский также был учеником его. На 80-м году жизни, приблизясь к кончине, преподобный Савва приобщился Святых Таин и мирно предал дух свой Господу 1 октября 1460 (6969) г. В летописи читаем, что осенью 1522 г. освящен был в Саввиной пустыни каменный храм покрова Богоматери над мощами преподобного. От гроба его истекали исцеления, и преподобный Савва известен был с именем Новгородского чудотворца.