Митрополит Лев совершил Литургию в день Рождества Пресвятой Богородицы

21 сентября 2021 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы и День зарождения Российской государственности, митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев; клирики Софийского собора: протоиерей Александр Ранне, протоиерей Алексий Судоса; клирик церкви Александра Невского иерей Сергий Черемисов. Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Марии Клеоповой.

Затем митрополит Лев поздравил верующих с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, подчеркнув, что в истории нашего Отечества он имеет особое значение. Именно в этот праздник состоялась Куликовская битва, когда русские дали бой татаро-монгольской орде. Перед битвой преподобный Сергий Радонежский послал двух иноков в качестве воинов русскому войску.

«В России была традиция: перед каждой битвой совершалась молитва. Вспомним фильм Бондарчука «Война и мир», когда перед Бородинской битвой всё русское войско совершало молебное пение перед Смоленской иконой Божией Матери. Так было всегда. В память об этом событии был установлен праздник зарождения Российской государственности. Не случайно в этот день в Великом Новгороде по повеления императора Александра II был установлен памятник «Тысячелетие России». Поздравляю вас с церковным и общероссийским праздниками. Молитвами Пречистой Божией Матери Господь да сопутствует нашей Русской земле и нашей жизни», - закончил владыка.

***

Рождество Пресвятой Богородицы является двунадесятым праздником Русской Православной Церкви. О Рождестве Богородицы, которое, как сказано в тропаре праздника, «возвестило радость всей вселенной», мы знаем из «Протоевангелия Иакова» Апокриф II века. (Апокрифы - тексты, посвященные событиям и лицам Священной истории, которые не был включены Церковью в библейский канон. Часть апокрифов, хоть и не вошли в новозаветный канон, явно несут в себе следы устного предания первых христиан. «Протоевангелием» этот текст был назван потому, что события, описанные в нем, предшествуют рождению Христа. - Ред.).

Родители Богородицы Иоаким и Анна были людьми благочестивыми и жили в любви друг ко другу. Одно только несчастье омрачало их жизнь: за долгие годы брака у них так и не родился ребенок. Иудеи помнили пророчества о том, что Мессия произрастет от семени Авраама. Именно поэтому в каждой семье рождение ребенка воспринималось как шанс стать причастным к Тому, Кого весь Израиль ожидал уже не одно тысячелетие. Если же брак был бездетным, то евреи полагали, что супруги чем-то прогневали Бога.

Однажды Иоаким, будучи уже в престарелом возрасте, пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Там к нему с укоризной обратился некий иудей по имени Рувим: «Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю». Слова эти глубоко ранили праведника, так что он, выйдя из храма, не пошел к своей жене, а отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте. Анна же, когда узнала о том унижении, которое претерпел ее муж в храме, стала усердно молиться, прося Бога смилостивиться над ними.

По прошествии же сорока дней явился ей ангел и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». «Жив Господь Бог мой! — ответила Анна, — И, если я рожу дитя, отдам его в дар Господу, и оно будет служить Ему всю жизнь». Затем ангел явился в пустыне и Иоакиму, обратившись к нему со словами: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».

Они встретились у городских ворот. Анна, заметив приближающегося мужа, побежала к нему навстречу и крепко обняла его, они вместе отправились в храм, где принесли Богу щедрую жертву в знак благодарности. А через девять месяцев в благочестивом семействе появилась девочка, которую назвали Марией. Именно ей предстояло родить Того, Кого так долго ждал народ Израиля, Кто сотрет главу змея (Быт 3:15), победит смерть и даст возможность каждому обрести вечную жизнь.