292

13 марта 2021 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в церкви Рождества Богородицы на Перынском скиту. В этом году празднуется двадцатилетие со дня освящения этого храма.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодняшнее евангельское чтение даёт нам духовный настрой, с которым следует проводить Святую Четыредесятницу. Это чтение говорит о милостыне и о молитве. Во время Нагорной проповеди Спаситель говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас… Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:1-3). Здесь не просто говорится о необходимости милостыни, которую святитель Иоанн Златоуст считал главной христианской добродетелью, потому что это деятельное проявление любви, но говорится о том, что она должна совершаться перед Богом, а не перед людьми. Милостыня совершается не для того, чтобы люди нас прославляли, и мы получали благодарность, но для того, чтобы нас прославил Господь.

Милостыня - одна из важных составных частей поста. Мы часто думаем, что пост - это ограничение в пище, но уже древние христианине указывали на то, что христианин, вступающий в пост, призван не потреблять больше пищи, не тратить больше денег, разнообразив свой рацион какими-то другими продуктами, может быть, более дорогими, наоборот, пост - это ограничение себя. Получается, когда христианин тратит меньше средств на свое пропитание, из этих освободившихся средств или продуктов он может творить милостыню. Древние христиане так и постились, для них это было не просто личное воздержание, но и деятельное проявление любви. Подумаем о том, как мы можем провести пост так, чтобы поддержать морально или материально людей, которые окружают нас или тех, кто встретится нам. Евангельское чтение предыдущей недели говорит о том, что в каждом нуждающемся к нам приходит Христос, и как мы относимся к ближним, особенно терпящим нужду, так мы, на самом деле, относимся к Богу.

Другое наставление из сегодняшнего Евангелия касается молитвы. Она должна быть не напоказ, не для того, чтобы люди прославляли нас как каких-то особых праведников, лучше пусть это будет краткая молитва, но от сердца. Господь Иисус Христос даёт образец такой молитвы, это молитва Господня, все прошения и обращения к Богу, которые в ней содержатся, объемлют все нужды нашей жизни. Христос не дал нам бесчисленное количество молитвословий, а дал одну молитву, которая является образцом для всех молитв. В ней есть такие слова: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем (прощаем) должником нашим». Евангельское чтение, которое читается в Прощеное воскресение, является продолжением этого чтения, где говорится: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14).

Снова и снова Церковь напоминает нам через слово Божие, что мы все были в неоплатном долгу перед Богом и все получаем оставление этого долга. Но часто сами оказываемся не способны простить какие-то мелкие проступки, обиды и прегрешения, которые даже невольно были соделаны против нас. Мы годами копим обиду и не умеем прощать. Если это действительно происходит, то о нас нельзя говорить, как о учениках Христовых. Мы зря тратим свое время для Бога и для вечности. И для того, чтобы драгоценное время на земле не проходило даром, мы должны сделать слова Христовы руководством нашей жизни. При этом нельзя забывать, что гораздо важнее по-настоящему примириться хотя бы с одним человеком, с которым мы не можем найти общего языка или кого до сих пор не смогли простить, чем проливать слезы в храме во время умилительных песнопений, но так и не сделать реальные шаги для исправления своей жизни».

Епископ Арсений напомнил, что 13 марта этого года мы вспоминаем не только память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, но и двадцатилетие освящения храма Рождества Богородицы на Перынском скиту. 10 марта 2001 года после реставрации этот храм был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Львом. «Когда в обители совершается богослужение, можно говорить о том, что монастырская жизнь восстанавливается, и это ещё один повод для того, чтобы нам возблагодарить сегодня Бога, как и за все его остальные бесчисленные благодеяния», - отметил владыка.

В память об этом событии епископ Арсений передал в дар храму напрестольный крест.