569

Недавно мы рассказывали, что школьники Великого Новгорода подготовили и провели видео-экскурсию по церкви Феодора Стратилата на Ручью. На этом знакомство с историей у ребят не закончилось - в сентябре они побывали на экскурсии в Софийском соборе. Школьников сопровождала древлехранитель епархии, доктор искусствоведения Татьяна Царевская. Татьяна Юрьевна рассказала нам об экскурсии, а также о том, зачем детям нужно знать историю и как приобщить их к ней.

- Татьяна Юрьевна, что ребята посмотрели в соборе и что им больше всего понравилось?

- Наши юные гости осмотрели Софийский собор, приобщились к его богатейшей истории, увидели Магдебургские врата, паперти, погребения, узнали об иконах храма. Чудотворную икону «Знамение» они увидели не только с лицевой, но и с оборотной стороны, на которой лучше сохранилась живопись XII века. Больше всего ребят заинтересовали граффити - надписи, оставленные древними новгородцами на стенах собора, о которых один из школьников сказал: «Вот тут особенно чувствуешь древность!». Наверное, когда рассматриваешь граффити, больше всего ощущается связь времен, связь с жителями древнего города. Причем, на стенах собора есть не только надписи взрослых, но и рисунки, сделанные детской рукой – они расположены ниже, на уровне детского роста. Как и сегодня, в древности люди приходили на богослужение с детьми, а те часто отвлекались и успевали что-нибудь нацарапать на стене храма. Но нужно понимать, что ребятишкам разрешалось не все: хулиганство не допускалось, за это могли серьезно наказать. Дети и подростки изображали на стенах человечков, животных и т.д. Видно, что эти рисунки делали не взрослые, хотя встречаются и исполненные более умелой рукой.

В завершение экскурсии мы поднялись на хоры, где посмотрели выставку «История основания Софийского собора». Часть экспозиции представляет своеобразный фоторепортаж освящения собора в 1991 году; основной же материал посвящен древнему периоду истории собора – это фотографии экспонатов из погребений в Мартириевской паперти, а также фресок, которые относятся к раннему периоду, часть из них погибла, но они были зафиксированы копиями еще в конце XIX - начале XX века. Выставка содержит схемы и фотографии остатков древнего престола собора, предметы, которые были обнаружены в результате раскопок. Например, там есть древний мастерок, которым обмазывали стены. На выставке много любопытных и ценных экспонатов, связанных с ранней историей собора.

________________________________________________________________________________-цитата-

«Человек, знающий историю, живет уже не только сегодняшним днем - у него появляется связь с прошлым».

Татьяна Царевская

________________________________________________________________________________ 

- Как Вы считаете, детям важно знать историю своего края?

- Знать историю – это в принципе важно для человека, даже если его деятельность не связана с этой дисциплиной. Это расширяет его кругозор, серьезно обогащает. Человек, знающий историю, живет уже не только сегодняшним днем - у него появляется связь с прошлым, то есть границы его мышления и даже в какой-то степени собственного бытия расширяются, благодаря обогащенному знанием воображению. Если человек будет любить историю, он так или иначе передаст хотя бы часть своего отношения к ней, своего знания собственным детям. Поэтому приобщаться к истории важно не только для специалистов, но и для всех, думающих не только о хлебе насущном. Особенно это касается новгородцев. Обидно, когда они не знают прошлого своей древней земли (а это, увы, не редкость!). Ведь Новгород - исключительный город! Даже Псков – «младший брат» – уже не столь богат древностью, – там, при всем изобилии, все-таки дошло меньше памятников исторического значения, чем у нас. Остается разве что Москва, но ее памятники принадлежат более поздним эпохам.

Даже во Владимире и Суздале, которые входят в «Золотое кольцо», нет такого разнообразия, как в Новгороде. У нас каждый год археологические раскопки приносят новые и новые находки, все время что-то прибавляется. Да и многое из известного остается неисследованным, – потенциал в этом плане у нашего города велик. Как ни странно, про Новгород лучше знают те, кто к нам приезжает – из Москвы, Петербурга и других мест. Они едут сюда специально и уезжают, преисполненные восторга от общения с подлинной стариной! Как ни парадоксально, нередко лучше знают историю Новгорода те, кто приезжает сюда жить из других городов: они сразу западают на древность, начинают ею интересоваться, ходят на курсы, экскурсии, посещают лекции и в результате лучше знают прошлое Новгородского края и гордятся шедеврами нашей культуры. Разумеется, хочется, чтобы и новгородцы проявляли не меньший интерес к своей истории и знали ее – им-то она должна быть ближе и роднее.

- Каким образом детям лучше изучать историю? Может, Вы посоветуете какие-то книги?

- Книги - это, конечно, замечательно, но они важнее для детей среднего и старшего возраста, а для маленьких доступнее то, что они могут увидеть и потрогать. В этом возрасте фантазия особенно яркая, все буквально впечатывается в память, и это обязательно надо использовать! Больше показывать - через глаза дети прекрасно воспринимают информацию. У взрослых уже все по-другому. Знаю это по себе. Когда мы с родителями приехали в Новгород, мне было 5 лет, и получилось так, что мама пошла работать в музей. В детский сад меня устроить не смогли, и я просто находилась рядом с мамой, в Кремле, разгуливала по музейным залам, засыпала взрослых вопросами; время от времени они мне что-то поясняли, а что не рассказывали, то я домысливала и интерпретировала по-своему, по-детски, сейчас смешно вспомнить. Но даже это было небесполезно! Меня всюду пускали и даже называли «нашим самым младшим научным сотрудником». Помню, мама привела меня в Софийский собор. Там шла реставрация, раскопки. Это были майские дни. Полумрак собора пронизывали ослепительные лучи, высвечивая древние плиты в пыли и паутине - осталось ощущение чего-то необычайно грандиозного, таинственного. Я до сих пор помню эти образы. И тот интерес к древности прошел через все мои школьные годы, что-то глубоко затронув в самом начале пути. Видите, насколько важен этот ранний период в жизни человека.

Я бы посоветовала детям посещать наш Детский музейный центр в Кремле. Там работают хорошие специалисты, они любят старину и смогут все доступно рассказать и показать, помогут приобщить к истории своего края. Там проводятся занятия, экскурсии, мастер-классы. Все сделано так, чтобы детям было интересно, чтобы они снова захотели прийти. Туда надо чаще заглядывать и малышам, и школьникам. И неважно, будут ли они в дальнейшем связывать свою жизнь с историей или нет, полученные знания им пригодятся. Может быть, кто-то заинтересуется, пойдет дальше по этому пути, станет историком – обретет свое призвание!